В условиях рыночной экономики и рыночных отношений, когда непрерывно активизируется трудовая деятельность людей и трудовые отношения, управление трудом и использование труда претерпевают кардинальные перемены, неизбежным является необходимость существования рынка труда и рабочей силы. Практически немыслима экономика, в которой рыночные отношения распространены на все материально-вещественные, финансовые, информационные факторы производства, но не затрагивают самый активный фактор - труд. В такой экономике ее части были бы несовместимы между собой в том смысле, что невозможно согласовать, соединить воедино и обеспечить эффективное функционирование элементов экономической системы, базирующихся на принципиально разных типах производственных отношений. Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основном исполняя роль покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто в свою очередь способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою рабочую силу. Рабочая сила
- это способность человека трудиться, т.е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определённые виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции. Как и всякий товар, рабочая сила имеет потребительную стоимость. Продавец фактически отдает лишь проданную им потребительную стоимость рабочей силы. Покупателю товара принадлежит потребление способности к труду. Маркетинговое понятие потребительной стоимости рабочей силы включает целостную, интегральную характеристику товара под углом измерения его потенциальных возможностей для удовлетворения рыночных интересов каждого из участников деятельности. В наиболее общем плане потребительная стоимость товара "рабочая сила" представлена следующими характеристиками:
. Основные характеристики, определяемые предназначением товара "рабочая сила" определенного уровня и содержания профессиональных знаний, навыков, умений.
. Физические характеристики, определяемые демографическими особенностями рабочей силы, а именно пол, возраст, семейное положение, место жительства и т.д.
. Расширенные характеристики, определяемые особенностями психо-мотивационного механизма профессиональной деятельности (способностями и мотивами к труду), целеустремленность и активность, работоспособность, культурный уровень.
. Специфические характеристики, связанные с конкретными особенностями требований потребителя к качеству товара "рабочая сила". Среди таких характеристик можно выделить: уровень профессиональной гибкости, степень географической мобильности, преимущества перед конкурентами, коммуникабельность, лояльность, владение персональным компьютером и иностранным языком, наличие водительских прав и т.п.
В табл.1 представлены характеристики товара "рабочая сила" [11].
Таблица 1. Характеристики товара "рабочая сила"
Характеристика |
Расшифровка характеристики |
1. Основное предназначение рабочей силы: предмет труда |
природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ, экономика |
- средства труда |
ручной труд, труд операторов механизмов, труд операторов автоматизированных машин и механизмов; функциональные орудия труда: осознанно применяемые правила и способы решения профессиональных задач |
- цель труда |
гностическая, преобразующая, изыскательная; |
- условия труда |
нормальные, вредные, опасные, особо вредные и особо опасные |
- характеристики трудовой активности |
физическая тяжесть, умственное напряжение, уровень коллективности труда, система подчинения, разнообразие трудовых функций, общественная значимость, возможность должностного роста и повышения мастерства, уровень оплаты труда |
- знания, умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных функций |
знания иностранных языков, навыки работы на персональном компьютере, умение водить автомобиль и пр. |
2. Физические характеристики пол |
мужской, женский |
- возраст |
14-16; 17-18; 19-22; 23-30; 31-40; 41-50; 50-60 лет; старше 50-60 лет |
- состав семьи |
1, 2,3 и более человек |
- уровень образования |
неполное и полное среднее, среднеспециальное, незаконченное высшее, высшее |
- жизненный цикл семьи |
молодые без детей, семья с детьми дошкольного возраста, с детьми-инвалидами, одинокие без детей, одинокие с детьми |
- национальность |
русский, украинец и др. |
- территориальная принадлежность |
место жительства |
- состояние здоровья |
наличие хронических заболеваний, аллергические реакции, инвалидность |
3. Расширенные характеристики: ценностные ориентации как цели жизни |
труд, познание, общение, общественно-политическая деятельность, материальные ценности |
- ценностные ориентации как средство достижения цели жизни |
развитие нравственных качеств, деловых, волевых, моральных |
- коммуникативная сфера |
замкнут или открыт в общении, сдержан или активен в контактах с людьми, доверчив или подозрителен к другим людям в общении |
- эмоциональная сфера |
уверенность в себе, богатство эмоциональных реакций, тонкость эмоциональных переживаний |
- волевая сфера |
неуравновешенность эмоциональных реакций, дисциплинированность, самоконтроль, подчиненность (доминантность) при поведении в группе |
- интеллектуальная сфера |
стиль мышления, практический или мечтательный, логический интеллект, консерватизм или стремление к новому |
- мотивационная сфера |
уровень притязаний, уровень целей, содержание мотивационного ядра профессиональной деятельности |
- система отношений |
отношение к работе, психологический климат в семье и коллективе, отношения с непосредственным начальником |
- психологическая сфера |
интраверсия - экстраверсия, тревожность, пластичность - ригидность |
- тип личности по Голланду |
реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический |
тип темперамента |
меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик |
- опыт профессиональной деятельности |
большой (более 10 лет), средний (5-10 лет), небольшой (менее 5 лет) |
4. Специфические характеристики свойства, выражающие отношение к работе |
направленность на дело, работоспособность, деловитость, удовлетворенность трудом, дисциплинированность, уверенность в конечном успехе |
- свойства, характеризующие отношение работника к самому себе |
умение налаживать деловые отношения, стремление оказать помощь коллегам по работе, умение воспринимать критику, справедливость, вежливость, тактичность и т.п. |
стиль руководства |
дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемноорганизующий |
профессиональная мобильность |
высокая, средняя, низкая, отсутствует |
географическая мобильность |
высокая, средняя, низкая |
тип профессионального окружения |
практический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический, |
Оценка бизнеса предприятий нефтяной отрасли для принятия управленческих решений на примере ОАО Роснефть
Трансформационные
процессы, происходящие в российской экономике, привели к зарождению и развитию
достаточно новых или ранее не столь заметных видов деятельности и
соответствующих им отраслей специальных знаний. К числу таких ...
Анализ финансового состояния развития пищевой промышленности
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пищевая
промышленность России - крупнейшая жизнеобеспечивающая сфера народнохозяйственного
комплекса, оказывающая значительное влияние на состояние всей экономики страны,
от ...