Проблемы изменения валютного курса
Валютный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.
Как и на любом рынке, на валютном рынке концентрируются спрос на валюту и ее предложение и формируется цена валюты как особого товара. Цена единицы иностранной валюты, выраженная в национальной валюте, - это обменный (валютный) курс. Таким образом, валютный курс выражает соотношение между денежными организациями разных стран.
В целом система валютных курсов - это набор правил, посредством которых описывается роль Центрального банка на валютном рынке. Частными случаями систем являются жестко фиксированные валютные курсы и абсолютно гибкие валютные курсы, которые устанавливаются на валютных рынках без вмешательства Центрального банка.
Изменение валютных курсов могут происходить по разным причинам, но все же можно выделить основные:
1.
Выход (публикация) экономических данных, ожидание их выхода.
Выход каких экономических данных может повлиять на курс валют? Прежде всего, это публикация показателей экономических индикаторов тех стран, чья валюта торгуется, либо изменение процентной ставки рефинансирования. Также оказывать влияние на цену национальной валюты могут разного рода обзоры о финансово-экономическом положении стран, иные события экономического плана, например, завершение финансового года, публичные выступления глав государств (или других первых лиц страны) с заявлениями о планируемых изменениях политики государства, представление проектов государственного бюджета и многие другие.
В преддверии наступления этих событий валютные курсы подвержены значительным колебаниям. Иногда ожидание события (к примеру, опубликования новой процентной ставки какого-либо государства) более интенсивно влияет на курс валюты этой страны, чем само событие. Поэтому обнародование таких важных экономических данных, как индексы Nonfarm payrolls, Industrial production, CPI, GDP, PPI может приводить к ощутимым на рынке движениям курсов различных валют.
2.
Деятельность фондов.
Деятельность различных фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых) также оказывает влияние на колебания курсов валют на рынке. Ведь направление деятельности этих фондов - инвестирование денежных средств в различные валюты. Они вполне способны повлиять на движение курса в каком-то определенном направлении. Огромными средствами этих фондов управляют профессионалы - так называемые менеджеры фонда. После проведения серьезного анализа состояния финансовых рынков они открывают прибыльные позиции на валютном рынке, стараясь работать как бы на опережение событий. Значительные объемы средств фондов способны реально управлять даже сильнейшими трендами. Естественно это должен быть не какой-нибудь мелкий автоломбард, а достаточно крупное предприятие.
3.
Деятельность рыночных экспортеров и импортеров.
Экспортеры и импортеры - это пользователи валютного рынка. Экспортеры продают ту или иную иностранную валюту, импортеры - приобретают. Крупные компании, занимающиеся экспортно-импортными операциями, посредством своих штатных специалистов в области валютных спекуляций, пытаются прогнозировать колебания валютных курсов, чтобы совершать выгодные торговые сделки. Однако воздействие этой группы участников рынка достаточно краткосрочно и не в состоянии поменять направления глобальных трендов, потому что процент их сделок невелик в общей массе валютных операций.
4
. Деятельность центральных банков.
Посредством своего центрального банка государство влияет на валютный рынок. Страны с плавающими курсами национальной валюты с помощью неких валютных операций пытаются регулировать курс своей валюты в интересах государства. При этом используют либо прямое (валютные интервенции), либо косвенное регулирование (регулирование количества денег в обращении).
Из этого можно сделать вывод, что проблемы, которые возникают на пути изменений валютного курса на прямую связаны с проблемами его изменения. Т.е. если в одном из указанных пунктов происходят какие-то нарушения, сбои - это ведёт к появлению проблемы в целом.
Проблемами изменения валютного курса является его влияние на экономику государства. Т.е. если изменения валютного курса влияют как-то на экономику, то возникает проблема его изменения.
Валютный курс влияет на:
· Внешнюю торговлю;
· Экономический рост;
· Уровень инфляции и т.д.
Факторы, влияющие на валютный курс:
-состояние торгового баланса;
относительное изменение цен;
относительные изменения в доходах;
изменения во вкусах потребителей.
Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы - паритета покупательной способности валют - под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение такого спроса и предложения зависит от многих факторов, которые отражают связь валютного курса с другими экономическими категориями - стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и др.
Различают конъюнктурные и структурные (долгосрочные) факторы, влияющие на валютный курс.
Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности, политической и военно-политической обстановки, по слухам (иногда ажиотажным), догадки и прогнозами.
Наряду с конъюнктурными факторами, влияние которых трудно предвидеть, на спрос и предложение валюты, т.е. на динамику ее курса, влияют и относительно долговременные тенденции, определяющие положение той или иной национальной денежной единицы в валютной иерархии.
Среди этих факторов можно назвать следующие:
. Рост национального дохода. Этот фактор обусловливает повышенный спрос на иностранные товары, в то же время товарный импорт может увеличить отток иностранной валюты.
. Темпы инфляции. Соотношение валют по их покупательной способностью (паритет покупательной способности) является своеобразной осью валютного курса, поэтому на валютный курс влияют темпы инфляции. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Такую тенденцию обычно можно проследить в средне долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритету покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет.
. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, т.к. при этом увеличивается спрос на нее со стороны внешних должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, т.к. должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. В современных условиях возросла влияние международного движения капиталов на платежный баланс и, соответственно, на валютный курс, поскольку конкурентом валютного рынка является рынок ценных бумаг - акций, облигаций, векселей, краткосрочных депозитов.
В развивающихся странах, рынок ценных бумаг может тормозить рост курса иностранной валюты, отвлекая свободную денежную наличность от обмена на СКВ.
. Разница процентных ставок в разных странах. Влияние этого фактора на валютный курс определяется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международный движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отток капиталов, в том числе и национальных, за границу. Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных рынков и рынков заемных капиталов.
. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к снижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.
. Степень использования определенной валюты на еврорынку и в международных расчетах. Например, тот факт, что 60-70% операций Евробанка производится в долларах, определяет масштабы спроса на эту валюту и ее предложение. На курс валюты влияет и степень ее использования в международных расчетах.
. Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренным выше факторами, которые влияют на валютный курс, причем дилеры учитывают не только темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики.
. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты, как правило, сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс - показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение или снижение исходя из задач валютно-экономической политики.
. Степень развития фондового рынка, который является конкурентом валютном рынке. Фондовый рынок может привлекать иностранную валюту непосредственно, а также «оттягивать» средства в национальной валюте, которые могли бы быть использованы на валютном рынке для покупки иностранной валюты.
Политика валютного регулирования в период валютно-финансового кризиса
Причинами возникновения валютного кризиса в рамках определенного государства считаются ведение неадекватной политики валютного регулирования, в частности неадекватный режим валютного курса и недостаточные меры по выравниванию платежного баланса, а также последствия валютных кризисов в других станах, имеющих экономические связи с данной страной. В ситуации валютно-финансового кризиса в Украине можно отметить наличие обеих этих причин. Долгое время искусственно удерживавшееся равновесие финансового рынка в Украине было разрушено влиянием финансового кризиса в России.
Нестабильность курсов валют, усугубляющая развитие кризисов, исторически обусловила развитие различных теорий валютного курса, которые пытались определить факторы, наиболее сильно влияющие на изменение валютного курса и разработать меры по его регулированию: теория паритета покупательной способности, теория регулируемой валюты, теория ключевой валюты, теория валютной стабильности на базе фиксированных паритетов и курсов, теория плавающих валютных курсов, теория оптимальных валютных зон, нормативная теория валютного курса. Для анализа политики валютного регулирования, использующейся в Украине в настоящее время, можно использовать критерии и инструменты, которые были описаны данными теориями.
Теория паритета покупательной способности (Д.Юм, Д. Рикардо) объясняла изменение курса валюты соотношением количеством денег в обращении соответствующих стран, отрицая объективную стоимостную основу валютного курса.
Теория регулируемой валюты имела два направления: теория подвижных паритетов (И. Фишер, Дж.М. Кейнс) и теория курсов равновесия. Теория подвижных паритетов предполагала воздействие на курс путем управления золотым паритетом денежной единицы. Кейнс рекомендовал снижать курс национальной валюты в целях воздействия на цены, экспорт, производство и занятость в стране, для борьбы за внешние рынки. Эти рекомендации были использованы Великобританией и другими странами в 30-е годах. Теория курсов равновесия предполагала, что точкой равновесия является такой курс, который обеспечивает равновесие платежного баланса. Кейнс считал, что курсы, удовлетворяющие принципу равновесия, должны обеспечить уравновешенность платежного баланса по текущим операциям и движению капиталов, нормальный уровень занятости.
Теория ключевых валют (А. Хансен, Ф. Грэхем и др.) доказывала необходимость и неизбежность деления валют на ключевые, твердые и мягкие; необходимость ориентации валютной политики всех стран с рыночной экономикой на доллар и поддержки его как резервной валюты, даже если это противоречит национальным интересам.
Теория валютной стабильности на базе фиксированных паритетов (Дж. Робинсон, Дж. Бикердайк и др.) рекомендовала режим фиксированных паритетов и курсов, допуская их изменение лишь при значительной несбалансированности платежного баланса. Опираясь на экономико-математические модели, сторонники этой теории пришли к выводу, что изменения валютного курса - неэффективное средство регулирования платежного баланса в связи с недостаточной реакцией внешней торговли на колебания цен на мировых рынках в зависимости от курсовых соотношений.
Теория плавающих валютных курсов (М. Фридмен, А. Линдбек, Г. Джонсон) обосновывала необходимость и преимущества режима плавающих курсов по сравнению с фиксированными, основываясь на положении о зависимости между тремя экономическими показателями - денежной массой, ценами и загрузкой производственных мощностей, а также на отрицании жесткого государственного регулирования экономики, в том числе этих параметров. М. Фридмен предложил законодательно запретить валютную интервенцию, полагая, что рынок проделает работу валютных спекулянтов намного лучше, чем правительство. Сторонники неоклассического направления считают возможным стабилизировать экономику путем усиления рыночных факторов формирования валютного курса и превращения плавающих курсов в автоматический регулятор международных расчетов.
Теория оптимальных валютных зон (Р. Манделл, А. Коллери) вырабатывала критерии для установления реальных валютных курсов, пытаясь найти объективные показатели, определяющие необходимость и размер их изменения.
Нормативная теория валютных курсов (Дж. Мид) рассматривала валютный курс как дополнительный инструмент регулирования экономики, рекомендуя применять режим гибкого курса, контролируемого государством. Авторы теории полагают, что валютный курс должен основываться на паритетах и соглашениях, установленных международными органами.
Несмотря на то, что в отдельности каждая из описанных выше теорий не учитывает всех факторов, влияющих на валютный курс, в целом они дают представление о возможных направлениях валютной политики, которые могут быть более или менее адекватны в условиях определенной финансовой ситуации.
На протяжении 1997 года в Украине держался стабильный курс 1,8-1,9 гривен за один доллар США. Однако такая видимая стабильность не являлась следствием реальной стабилизации экономики, а была результатом проведения правительством мероприятий направленных на искусственное поддержание курса. Необходимость такой стабильности объяснялась желанием правительства получить кредитные средства от МВФ и мирового банка, что зависело от выполнения определенных требований МВФ к внутренним экономическим показателям. Для поддержания стабильного курса гривны в течение года на Украинскую межбанковскую валютную биржу были выброшены валютные резервы Национального банка Украины, которые на тот момент составляли 2,3 млрд. долларов. К концу 1998 года в результате постоянного превышения спроса доллары США над предложением, которое покрывалось валютными резервами, они сократились до 0,8 млрд. долларов. Следует отметить, что валютный резерв НБУ включал в себя большей частью средства, полученные в кредит от МВФ. [1, с.9]
О нецелесообразности поддержания курса на необоснованно низком уровне говорили многие экономисты и политики еще в начале 1997 года, предлагая на тот момент поддерживать курс НБУ на более высокой отметке 2 - 2,1 гривны за доллар США. Такая политика позволила бы сэкономить значительную часть валютных резервов. Однако, многие экономические показатели, контролируемые Международным валютным фондом, рассчитывались с учетом курса доллара США, что требовало от правительства особого внимания к этому вопросу. В то же время существовала другая точка зрения, что не следует стараться удерживать любой ценой какие-либо нереальные экономические показатели, так как это приводит к дисбалансу национальной экономической системы, которая в результате приносит в национальном масштабе большие убытки, чем ожидаемая поддержка Международного валютного фонда.
Однако в то время ожидалось скорое принятие решения МВФ о новом транше кредитов, который позволил бы правительству взять контроль над экономикой в свои руки. Когда стало ясно, что решение о выделении транша кредитов Международным валютным фондом в ближайшее время принято не будет, было уже израсходовано 63% валютных резервов от объема на начало 1997 года. Дальнейшее поддержание курса гривны в установленном коридоре при растущем спросе на доллары было явно невозможно.
В период кризиса в августе 1998 года Национальным банком Украины был установлен новый валютный коридор, задача которого была, несмотря на растущее беспокойство, создать определенные гарантии стабильности, которая в тот момент являлась залогом того, что ситуация на финансовом рынке окончательно не выйдет из-под контроля правительства. Принятие решения о новом коридоре было направлено на обеспечение гарантий инвесторам, что является немаловажным фактором, влияющим на принятие решения МВФ о предоставлении кредита. Однако даже введение нового коридора с достаточно низкой верхней границей привело к резкому сокращению и до того истощенных резервов Национального банка. Стало очевидно, что резервов не хватит для дальнейшего удержания курса. Поэтому правительство решило предпринять дополнительные финансовые и административные меры: обязательная продажа поступлений валютной выручки и усложненная процедура покупки валюты на бирже.
Обязательная продажа валюты привела к снижению экспорта вследствие снижения прибыли от экспортных продаж. Снижение экспорта в свою очередь привело к уменьшению предложения иностранной валюты на межбанковской валютной бирже, а также создало тенденцию к оттоку капиталов, следствием чего явилось дальнейшее падение курса национальной валюты [4, с.83]. Таким образом, введение обязательной продажи, целью которой было пополнение валютных резервов Национального банка Украины при значительном различии официального и реального курса доллара США создало эффект торможения экспорта и сокращения притока долларов в Украину.
Новые требования при покупке валюты значительно сократили спрос на иностранную валюту. Так, регистрация сделок в налоговой инспекции сократила покупку валюты по фиктивным сделкам, которые использовались для оттока капитала за рубеж, и составляли, по всей видимости, значительную часть покупаемой на бирже валюты. Запрет на покупки валюты на предоплату сократил общее количество заключаемых реальных импортных контрактов. Такие правила создали серьезные сложности для предприятий, занимающихся импортом, которые в определенных случаях были вынуждены прекращать свою импортную деятельность.
Таким образом, проведенные Национальным банком Украины мероприятия привели к снижению объемов не только экспорта, но и импорта, ради создания иллюзии стабилизации курса возле верхней границы валютного коридора. Потери от введения таких мер заключались еще и в сокращении будущих налоговых платежей в бюджет от сократившейся экспортно-импортной деятельности предприятий.
Для снижения спроса на валюту со стороны импортеров, которые пытаются выиграть за счет ранней покупки валюты для оплаты импортных контрактов, можно было использовать такую, менее жесткую меру, по сравнению с полным запретом предоплаты, как сокращение сроков поставок товаров по импорту, например до 30 дней, что ранее использовалось в период валютных кризисов в других странах.
Следует также отметить, что валютный коридор обычно вводится в ситуации, когда курс валюты колеблется вокруг определенной отметки. Целью введения валютного коридора является сокращение валютных рисков участников рынка, путем сужения пределов колебаний курса. Причем при таком поведении валютного курса валютные резервы расходуются при сопротивлении движению курса к верхней границы коридора и приобретаются при сопротивлении движению к нижней границе.
Введение коридора при неизменном стремлении курса валюты выйти за пределы верхней границы является неуместным средством, которое приводит к растрате валютных резервов. В ситуации кризиса в конце 1998 года в Украине, более уместной мерой, по всей видимости, было бы введение лимита роста курса за период торгов, которое ранее использовалось на УМВБ.
После введения валютного коридора официальный курс очень быстро достиг его верхней границы и вследствие явного превышения спроса над предложением валютный коридор превратился практически в фиксированный валютный курс, с вытекающими из этого последствиями, такими как:
Ø возникновением черного рынка валют;
Ø исчезновением механизма определения реальной цены национальной валюты, что подрывает основные принципы рыночной экономики и делает экономику не прозрачной;
Ø сокращением инвестиций и финансовой помощи от иностранных государств;
Еще одним негативным последствием валютного коридора является дискриминация коммерческих банков: валютный коридор дает возможность банкам, “приближенным” к Национальному банку, возможность первоочередной покупки валюты на бирже и позволяет извлекать дополнительную выгоду путем перепродажи ее по более высокому курсу. Такая ситуация также подрывает здоровую конкуренцию в банковской сфере, создает угрозу банкротства для большей части остальных банков, в связи с тем, что клиенты банков хотят иметь возможность нормальной и своевременной покупки валюты на бирже, переходя на обслуживание в “приближенные” банки. Кроме этого с начала кризиса банкам было запрещено иметь открытую валютную позицию, что снижает их финансовую устойчивость и при таком падении курса гривны увеличивает валютный риск для банков.
Отсутствие развитого форвардного рынка валют в Украине усугубило последствия кризиса для экспортеров. Позитивным воздействием форвардного рынка явилось бы отделение спекулятивного спроса на валюту, возникшего вследствие ожидания дальнейшего роста курса, от спроса по завершенному экспорту. Экспортеры могли бы достичь снижения риска потерь при падении курса покупкой фьючерсных контрактов на покупку валюты у государства или импортеров и, хотя в условиях такого кризиса это не оградило бы их совсем от потерь, в определенной степени снизило бы их, тем более что на форвардном рынке могут быть застрахованы и разделены валютные риски между импортерами, экспортерами и государством.
В настоящий момент, с введением новой европейской валюты “евро”, Украине необходимо рассмотреть вопрос о дальнейшем ориентировании валютной политики на “евро”. При условии дальнейшей интеграции с европейским сообществом, по оценкам многих экономистов, это даст хорошую объективную основу не только для расчета курса национальной валюты, но и для успешного вступления Украины на европейские рынки товаров и услуг. Это объясняется тем, что тенденции европейского финансового рынка, более близки к экономической ситуации в Украине, а также большой долей товарооборота Украины с европейскими государствами в общем товарообороте Украины.
Валютные кризисы, подобные валютно-финансовому кризису в Украине, переживали многие бывшие социалистические страны, однако, их экономика страдала от них в меньшей степени, благодаря тому, что правительство не боялось идти вперед с радикальным реформированием, либерализацией экономики, созданием нормальной среды для предпринимательства, понимая, что успех в борьбе с кризисом заключается в первую очередь в том, чтобы обеспечить в этот период времени стабильную работу предприятий, а не ограничить всяческими мерами их работу с целью создания иллюзий какой-либо экономической стабилизации, которые приносят в последующем больший урон, чем мог бы нанести сам кризис.
Предпринимая в ситуации обострения кризиса целый ряд на первый взгляд менее значительных мероприятий и в тоже время не оттягивая принятие серьезных политических решений, можно достичь большего эффекта за счет сохранения экономического потенциала предприятий и доверия к правительству, чем от серьезных мер, которые спасают правительство в настоящий момент, однако в дальнейшем разрушают экономическую среду в государстве.
Тестовые задания
валютный курс регулирование коридор
1. Какие платежи относятся к трансфертным?
А. Субсидии;
Б. Пенсии;
В. Государственная стипендия;
Г. Покупка товаров государством для собственного потребления;
Покупка товаров государством для собственного потребления не относиться к трансфертным платежам, т.к. трансфертные платежи - это денежные выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, не связанные с выполнением ими государственной службы, а осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет; одна из схем перераспределения госбюджетных средств. Имеет три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.).
. Что представляет собой оборот внешней торговли?
А. Объём экспорта;
Б. Объём импорта;
В. Сумму экспорта и импорта.
Сумма экспорта и импорта представляет собой оборот внешней торговли, т.к. внешняя торговля - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну, а экспорт и импорт товаров - это её оборот.
Оценка результатов хозяйственно-финансовой деятельности ОАО Роснефть
Сегодня,
когда наша страна интенсивно строит новые экономические отношения, укрепляет
свои позиции в мире, интегрируется в международный рынок, отечественный
топливно-энергетический комплекс остается важнейшей, основопола ...
Работоспособность человека, пути её сохранения
Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в
материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или)
управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому),
либо по внутреннему ...