Шаг4. Определим компоненту T данной модели. Для этого проведем аналитическое выравнивание ряда с помощью линейного тренда (расчеты выполнены с помощью MsExcel). Результаты аналитического выравнивания следующие:
T = 0,333t + 691,24,
R2 = 0,3514
Подставляя в это уравнение значения t= 1, ., 14, найдем уровни Τ для каждого момента времени (графа 5 таблицы 21). График уравнения тренда приведен на рисунке 9.
Рисунок 9. Прибыль ОАО «Новгородхлеб» (фактические, выровненные и полученные по аддитивной модели значения уровней ряда)
Шаг 5. Найдем значения уровней ряда, полученные по аддитивной модели. Для этого прибавим к уровням T значения сезонной компоненты для соответствующих кварталов. Графически значения представлены на рисунке 9.
Шаг 6.В соответствии с методикой построения аддитивной модели расчет ошибки производится по формуле:
Это абсолютная ошибка. Численные значения абсолютных ошибок приведены в графе 7 таблицы 21.
Для оценки качества построенной модели или для выбора наилучшей модели используется ошибка ε.
Следовательно, можно сказать, что аддитивная модель объясняет общей вариации временного ряда.
Построение мультипликативной модели временного ряда
Шаг 1. Проведем выравнивание исходных уровней ряда методом скользящей средней. Методика, применяемая на этом шаге, полностью совпадает с методикой аддитивной модели. Результаты расчетов оценок сезонной компоненты представлены в таблице 22.
Таблица 22
Расчет оценок сезонной компоненты в мультипликативной модели
t |
Yt |
Итого за четыре года |
Скользящая сред. за 4 года |
Центрированная скользящая средняя |
Оценка сезонной компоненты |
1 |
987 |
- |
- |
- |
- |
2 |
1056 |
4998 |
1249,5 |
- |
- |
3 |
1389 |
5765 |
1441,25 |
1345,38 |
1,03 |
4 |
1566 |
6665 |
1666,25 |
1553,75 |
1,01 |
5 |
1754 |
7452 |
1863 |
1764,63 |
0,99 |
6 |
1956 |
9803 |
2450,75 |
2156,88 |
0,91 |
7 |
2176 |
15916 |
3979 |
3214,88 |
0,68 |
8 |
3917 |
20654 |
5163,5 |
4571,25 |
0,86 |
9 |
7867 |
21829 |
5457,25 |
5310,38 |
1,48 |
10 |
6694 |
24650 |
6162,5 |
5809,88 |
1,15 |
11 |
3351 |
22061 |
5515,25 |
5838,88 |
0,57 |
12 |
6738 |
16454 |
4113,5 |
4814,38 |
1,40 |
13 |
5278 |
- |
- |
- |
- |
14 |
1087 |
- |
- |
- |
- |
Пути увеличения объёма производства и реализации продукции
По мере становления России на рыночный путь развития экономики повышается
роль таких показателей, как объем производства и реализации продукции
предприятия. Именно эти показатели являются решающим фактором формирования
прибыл ...
Планово-экономические показатели и их анализ
Бюджетирование - это непрерывная процедура составления, принятия
бюджетов, то есть финансовых планов, в которых оцениваются доходы и расходы и
предусматриваются источники их финансирования, а также контроль за их
последующим ...