Анализ товарооборота и товарооборачиваемости
Товарооборот предприятия общественного питания состоит из реализации продукции собственного производства и продажи покупных товаров.
К продукции собственного производства относят пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся какой-либо обработке, а также блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д. Недорогая мебель портал мебельщиков
К покупным товарам относится готовая продукция, поступающая от других предприятий и не требующая кулинарной обработки.
Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, бар) и колеблется в пределах от 45 до 90%. [7]
Валовой (общий) оборот общественного питания составляет оборот от реализации продукции собственного производства (розничная и оптовая продажа) и оборот от реализации покупных товаров. Валовой оборот характеризует полный объем производственной и торговой деятельности предприятия общепита.
В экономическом анализе товарооборот имеет большое значение: он является показателем, характеризующим масштаб деятельности предприятия питания, а также по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, определяющие эффективность деятельности - товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.
Анализ товарооборота в общественном питании позволяет оценить достигнутые результаты, сравнить масштабы деятельности предприятия с конкурентами и показателями отрасли.
Методика экономического анализа товарооборота организаций общественного питания включает:
– изучение выполнения плана товарооборота по собственной продукции, по розничной реализации, оптовой продаже, валовому товарообороту;
– изучение товарооборота в динамике (валового, розничного, оптового и по собственной продукции);
– исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота;
– выявление резервов роста товарооборота и разработку мероприятий по его увеличению.
Анализ товарооборота в общественном питании производят по его общему объему и по составу (розничный, оптовый; продукция собственного производства, покупные товары). Проведем анализ товарооборота ресторана.
Для начала необходимо отметить следующее. В 2011 году произошел рост цен на продукты питания, и для того, чтобы исключить влияние ценового фактора на показатель товарооборота 2011 года и правильного сравнения с данными предыдущего периода, нужно товарооборот скорректировать на индекс инфляции.
По информации Госкомстата средний индекс цен на продовольственные товары в 2011 году составил 1,123. [34] Отсюда:
Тс = Т2011 / Iцен, (2.1)
где Тс - товарооборот в сопоставимых ценах,
Т2011 товарооборот в 2011 году,
Iцен - индекс цен.
Таким образом, получаем товарооборот 2011 года в сопоставимых ценах: 89370/ 1,123 = 79581,48 тыс. руб.
Товарооборот предприятий общественного питания складывается из розничной и оптовой реализации продукции собственного производства и покупных товаров. Ресторан осуществляет реализацию продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно через основной зал, отдел доставки что составляет розничный товарооборот, оптовый товарооборот отсутствует.
Из таблицы 2 видно, что по сравнению с 2010 годом валовой товарооборот предприятия в действующих ценах вырос на 14%, что составляет 11300 тыс. руб., но исключив влияние на товарооборот ценового фактора, получаем увеличение оборота лишь на 2% или на 1511,48 тыс. руб. Однако, несмотря на это, план по валовому обороту в 2011 году был перевыполнен на 3,08%.
Особенности хозяйственной деятельности ООО Уральские пельмени АВИА
В жизни современного общества рынок
услуг общественного питания играет важную и постоянно возрастающую роль. Прежде
всего, такое положение связано с улучшением материального положения населения
России и г. Челябинска в частно ...
Анализ и экономическая оценка эффективности использования основных фондов предприятия ООО Гостиный двор-2001
Основные фонды представляют собой объекты имущества организации, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяце ...