В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира.
В мире уже накоплен достаточно широкий опыт решения этой достаточно непростой социальной проблемы, который основывается на трех основных стратегиях: накопительной, солидарной и смешанной.
Накопительная стратегия предполагает одновременной функционирование государственных, личных и корпоративных пенсионных программ, формирующих будущую пенсию. Особенность этой системы состоит в том, что пенсия является частной собственностью гражданина, которые имеет полное право распоряжаться средствами по собственному усмотрению[18, c.21].
Солидарная стратегия подразумевает солидарные отношения между работниками и пенсионерами, то есть, по сути, работающие граждане содержат пенсионеров.
Смешанная стратегия подразумевает комплексное использование элементов накопительной и солидарной стратегий.
Сейчас в чистом виде накопительная или солидарная модели встречаются достаточно редко: Чили, Казахстан, Украина и некоторые другие страны, а смешанная система распространена почти повсеместно.
Принципиальная особенность, которую имеет солидарная государственная пенсия в Украине, заключается в том, что пенсия примерно составляет треть зарплаты. Данная величина закладывается в нормативах отчислений, которые осуществляются в Пенсионный фонд Украины. 31,8 % фонда оплаты труда отчисляется работодателями и 1,8 % - работниками.
Солидарно-накопительная российско-польская модель является примером смешанной стратегии и ей присущи все три уровня: страховой, солидарный и накопительный.
Таблица 3.1- Модели и стратегии пенсионной системы
Стратегия |
Пенсионная модель |
Уровни пенсионной системы | ||
Первый уровень |
Второй уровень |
Третий уровень | ||
Солидарно-накопительная |
Российско-польская модель |
Государственная пенсия (накопительная) (30%) |
Обязательное страхование (40%) |
Накопительная (корпоративная, личная) (30%) |
Накопительно-солидарная |
Американская модель |
Государственная пенсия (накопительная) (21%) |
Частная (корпоративная) (25,6%) |
Частная (личная) (53,4%) |
Германская (производственная) модель |
Государственная пенсия (накопительная) (20%) |
Трудовая (корпоративная) (40%) |
Накопительная (личная) (40%) | |
Накопительно-страховая |
Украинская модель |
Государственная пенсия (солидарная) (20-30%) |
Обязательное страхование (5-10%) |
Накопительная (60-70%) |
Примечание - Источник [20]
Американская модель пенсионной системы заключается в том, что, по сути, американец может рассчитывать на три пенсии: государственную пенсию, корпоративную и индивидуальную. Совокупная налоговая ставка на заработную плату составляет 15,3%. Эта сумма в в равных долях выплачивается работником и работодателем. Пенсионный налог составляет 10,7% и также выплачивается работниками и компаниями в равных долях. Таким образом, американец получает три пенсии: государственную пенсию, которая составляет около $900 - 1000; корпоративную пенсию - примерно $1000 - 1100; а также частную пенсию около $2200 - 2400. В среднем сумма составляет $4300. Таким образом, доля государственной (накопительной части) составляет около 21%.
Германская модель пенсионной системы также включает в себя три уровня. Ее особенность состоит в том, что в компании создается самоуправляющееся структурное подразделение, которое занимается личными и корпоративными программами работников. Доля наемного работника в пенсии составляет 9,6% зарплаты до налогообложения, доля работодателя - 9,6% зарплаты до налогообложения, а расходы государства на выплату пенсий составляют 20%.
Пути увеличения объёма производства и реализации продукции
По мере становления России на рыночный путь развития экономики повышается
роль таких показателей, как объем производства и реализации продукции
предприятия. Именно эти показатели являются решающим фактором формирования
прибыл ...
Новые экономические механизмы в образовании. Перспективы их развития
Под воздействием инновационных образовательных технологий и развития
рыночных механизмов в России формируются экономические инновации в области
образования, а именно:
· новые механизмы государственного финансирования ...