Следует определить, что все работники и наниматели без исключения должны уплачивать страховые взносы. Размер пенсий, пособий и других выплат должен быть дифференцированным - в зависимости от уплаченных сумм. Необходимо установить минимальный размер доходов, с которых взносы с работника взиматься не будут. Не вся нагрузка должна ложиться на плечи нанимателей. Работник тоже может ощутимо участвовать в системе страхования. Долю страховых взносов на медицину и по безработице для самих трудящихся следует увеличить до 1-3%, по пенсионному страхованию - до 5-10%, соответственно уменьшив взносы для нанимателей. При этом ставка выплат должна быть одинаковой для всех страхователей.
Действующий сегодня в Беларуси пенсионный тариф один из самых высоких на постсоветском пространстве. Существенное налоговое бремя на предприятия создает условия для развития серого рынка труда и предпосылки для роста безработицы. И, как следствие, часть трудоспособного населения страны оказывается исключенной из процесса формирования финансовых ресурсов, используемых на социальное страхование. Но, снизить страховую нагрузку радикальным образом не представляется возможным, поскольку из собираемых взносов финансируются пенсии практически четверти населения страны. В рамках работы по совершенствованию национальной пенсионной системы прорабатываются подходы к перераспределению обязательной страховой нагрузки между работодателем и работником.
Главной задачей на современном этапе является рационализация и оптимизация пенсионной системы, ее реформирование с целью увязки уровня трудовых пенсий с объемом участия каждого конкретного застрахованного в финансировании пенсионной системы. В этой связи представляется целесообразным развитие пенсионной системы на принципах социального страхования. И, безусловно, прорабатываются варианты новых, дополнительных форм пенсионного страхования.
Для выполнения государством своих обязательств перед сегодняшними и будущими пенсионерами, для увеличения размеров пенсий, повышения личной заинтересованности граждан за свою старость переход на многоуровневую систему пенсионного обеспечения неизбежен. При этом время существование первого уровня (распределительного) в пенсионной системе будет продолжаться с начала пенсионной реформы, когда гражданин 18 лет вступит в рабочую силу и откроет индивидуальный накопительный счет в одном из пенсионных фондов до выполнения обязательств перед последним участником распределительной системы. Через 20 - 25 лет после начала пенсионной реформы 90 - 95% населения будут иметь индивидуальные пенсионные счета в накопительной системе. 5 - 10% пенсионных выплат будут составлять социальные пенсии. Таким образом, произойдет полная деполитизация пенсионной системы. Будет восстановлена ее изначальная страховая природа, восстановлена справедливость данного важнейшего элемента социальной политики.
Успешная реализация пенсионной реформы невозможна без проведения системных рыночных реформ, создания эффективной законодательной системы защиты прав собственности, свободного ценообразования на рынках всех факторов производства и обеспечения высокого индекса экономической свободы. Среди основных предпосылок для успешного функционирования накопительного уровня индивидуальных пенсионных счетов необходимо выделить следующие: 1) наличие открытой конкуренции на рынке финансовых услуг, равные условия конкуренции для иностранных финансовых организаций на фондовом и финансовом рынке Беларуси; 2) работа денежной системы в режиме положительной процентной ставки, наличие финансовых институтов, которые работают по международным стандартам бухучета и транспарентности; 3) низкая инфляция и совместимость основных параметров монетарной и фискальной политики; 4) наличие эффективного внутреннего фондового рынка и/или отсутствие ограничений на размещение средств частных пенсионных взносов в высоколиквидные ценные бумаги мирового финансового рынка, 5) законодательные гарантии динамического права частной собственности; 6) наличие гибкого рынка труда, инфраструктуры для быстрого создания новых рабочих мест, процедуры быстрого очищения рынка от убыточных предприятий. Для обеспечения таких качественных параметров требуется серьезная мобилизация интеллектуальных и управленческих элит, одновременное проведение пенсионной и бюджетно-налоговой системы. Любые попытки решать проблему пенсионного обеспечения вне контекста системных макроэкономических преобразований обречены на провал. Альтернативой рыночной пенсионной реформе, деполитизации системы социального обеспечения в целом является а) увеличение пенсионного возраста при сокращении продолжительности жизни, б) повышение налогов на зарплату и сокращение конкурентоспособности национальных производителей, в) увеличение рисков банкротства существующей сегодня системы пенсионного обеспечения. При отсутствии реформ и сохранении ныне действующей системы подавляющее число белорусов при выходе на пенсию ждет нищета (уровень дохода ниже прожиточного уровня ООН), унижения, беззащитность перед вызовами современной глобализирующейся экономики. Финансовые пирамиды, выстраиваемые частными фондами, по понятным причинам находятся вне закона. К сожалению, аналогичные государственные финансовые структуры продолжают работать. Одним из таким примеров является государственная пенсионная система. Поэтому приватизация пенсионной системы и социальной сферы в целом, не говоря уже о реальном секторе экономики, является абсолютно необходимой мерой для социальной защиты населения и сохранения независимости Беларуси, для укрепления и развития ее творческого и инвестиционного потенциала. Именно эта мера является центральной частью концепции демографической безопасности и построения богатой Беларуси в целом.
Основные показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа
Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается
на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной
адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получе ...
Оптимизация миграционных процессов в Кыргызской Республике в современных условиях
Актуальность темы исследования. Внешняя
миграция для Кыргызстана стала масштабным и значимым социально-экономическим
явлением. По нашей оценке в ней задействовано приблизительно 8-1 млн. человек,
или 6-8% экономически активно ...