Сравнительный подход - метод оценки, основанный на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами оценки, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними или рыночной стоимости их акций, котируемых на фондовых биржах. В рамках сравнительного подхода будет взят за основу метод компаний-аналогов. Основные этапы этого метода:
. Определение отраслевых сопоставимых компаний.
Аналог объекта оценки - сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту оценки, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях или текущей рыночной стоимости на основе данных фондовых бирж.
При отборе компаний-аналогов оценщики обычно используют следующие критерии сопоставимости:
компании принадлежат к одной отрасли;
одинаковая структура баланса предприятий (соотношение текущих активов и пассивов - коэффициент покрытия).
компании имеют примерно одинаковый уровень производственного риска, или риск активов фирмы (значение ROA, ROE %) и финансового рисков (доля долгосрочной задолженности в структуре капитала компании).
компания не вовлечена в переговоры или в фактический процесс поглощения другими компаниями, поскольку обычно это влияет на нормальную продажную цену неконтрольного пакета акций.
. Выбор и построение рыночных мультипликаторов.
Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом основано на использовании ценовых мультипликаторов.
Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой.
Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым относятся прибыль, выручка от реализации (приложение Г).
Для расчёта мультипликатора необходимо:
определить величину капитализации (количество акций, помноженное на их рыночную цену) по компаниям, выбранным в качестве аналога. Это даст значение числителя в формуле;
вычислить финансовую базу (себестоимость, выручку от реализации, балансовую стоимость активов и т.д.) Это даст величину знаменателя.
В качестве аналогов для целей расчета стоимости ОАО «Роснефть» сравнительным подходом, были выбраны такие российские компании нефтяной отрасли как ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Татнефть».
По итогам анализа основных финансовых показателей выбранных компаний, можно сделать вывод о возможности применения рыночных мультипликаторов в отношении ОАО «Роснефть» (таблица 3.18)
Таблица 3.18 - Отбор сопоставимых предприятий в соответствии с принятыми критериями сопоставимости
Наименование показателя |
ОАО "Роснефть" |
Критерий сопоставимости |
ОАО «Сургут-нефтегаз» |
ОАО «Татнефть» | |
от |
до | ||||
Валюта баланса, тыс. руб. |
1 308 303 202 |
654 151 601 |
2 616 606 404 |
1 105 697 192 |
259 138 330 |
Балансовая стоимость чистых активов, тыс. руб. |
625 555 811 |
312 777 906 |
1 251 111 622 |
1 035 695 396 |
228 558 538 |
Внеоборотные активы / валюта баланса |
0,662 |
0,331 |
1,324 |
0,545 |
0,46 |
Оборотные активы / валюта баланса |
0,338 |
0,169 |
0,676 |
0,455 |
0,54 |
Собственный капитал / валюта баланса |
0,478 |
0,239 |
0,956 |
0,937 |
0,882 |
Долгосрочные обязательства / валюта баланса |
0,358 |
0,179 |
0,716 |
0,013 |
0,018 |
Краткосрочные обязательства / валюта баланса |
0,164 |
0,082 |
0,328 |
0,5 |
0,1 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,060 |
1,030 |
4,120 |
9,04 |
5,4 |
Количество сопоставимых показателей (отвечающих заданному критерию) |
- |
- |
- |
5 |
4 |
Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО Денеб
В современных условиях хозяйствования объектом анализа является не
просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и
ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и
про ...
Оценка результатов хозяйственно-финансовой деятельности ОАО Роснефть
Сегодня,
когда наша страна интенсивно строит новые экономические отношения, укрепляет
свои позиции в мире, интегрируется в международный рынок, отечественный
топливно-энергетический комплекс остается важнейшей, основопола ...