Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Основные его задачи:
· систематический контроль за формированием финансовых результатов;
· определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
· выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
· оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3).
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
· маржинальная прибыль (разница между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);
· прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);
· общий финансовый результат до налогообложения (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, расход и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы);
· налогооблагаемая прибыль (разность между брутто-прибылью и суммой прибыли, облагаемой, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством);
· чистая прибыль - это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
· капитализированная (нераспределенная) прибыль - это часть прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
· потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
Анализ показателей прибыли ОАО «ГПК» начнем с оценки динамики состава и структуры прибыли предприятия в анализируемом периоде. Учетные данные, характеризующие состав и структуру прибыли ОАО «ГПК» в 2009-2011 гг., приведены в табл. 2.17-2.18.
Таблица 2.17 - Состав и структура прибыли ОАО «ГПК» в 2009-2010 гг.
Показатель |
Значение показателя |
Изменение (+; -) | |||||
2009 г. |
2010 г. | ||||||
абсолют. тыс. руб. |
уд. вес, % |
абсолют. тыс. руб. |
уд. вес, % |
абсолют. тыс. руб. |
уд. веса, % |
темп прироста % | |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | |||||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг |
103935,0 |
100,0 |
122550,0 |
100,0 |
+18615,0 |
------ |
+ 17,9 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
(93749,0) |
90,2 |
(114210) |
93,2 |
+20461,0 |
+ 3,0 |
+ 21,8 |
Валовая прибыль |
10186,0 |
9,8 |
8340,0 |
6,8 |
- 1846,0 |
- 3,0 |
- 18,1 |
Коммерческие расходы |
(577,0) |
0,6 |
(772,0) |
0,6 |
+ 195,0 |
------ |
+ 33,8 |
Управленческие расходы |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
Прибыль от продаж |
9609,0 |
9,2 |
7568,0 |
6,2 |
- 2041,0 |
- 3,0 |
- 21,2 |
Прочие доходы и расходы | |||||||
Проценты к получению |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
------- |
------ |
Проценты к уплате |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
Доходы от участия в других организациях |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
------ |
Прочие доходы |
57,0 |
0,1 |
50,0 |
0,1 |
- 7,0 |
------ |
- 12,3 |
Прочие расходы |
(1648,0) |
1,6 |
(2162,0) |
1,8 |
+ 514,0 |
+ 0,2 |
+ 31,2 |
Прибыль до налогообложения |
8018,0 |
7,7 |
5456,0 |
4,5 |
- 2562,0 |
- 3,2 |
- 31,9 |
Отложенные налоговые активы |
7 |
0,1 |
2,0 |
0,1 |
------ |
------ |
- 71,2 |
Отложенные налоговые обязательства |
(86) |
0,1 |
(81,0) |
0,1 |
- 5,0 |
------ |
- 5,8 |
Налог на прибыль |
(2217,0) |
2,1 |
(1735,0) |
1,4 |
- 482,0 |
- 0,7 |
- 21,7 |
Чистая прибыль |
5722,0 |
5,5 |
3642,0 |
3,0 |
- 2080,0 |
- 2,5 |
- 36,4 |
Всего доходов |
103999,0 |
------ |
122602 |
------ |
+18603,0 |
------ |
+ 18,7 |
Всего расходов |
98277,0 |
------ |
118960,0 |
------ |
+20683,0 |
------ |
+ 21,1 |
Коэффициент соотношения доходы/расходы |
1,06 |
------ |
1,03 |
------ |
- 0,03 |
------ |
- 2,8 |
Новые экономические механизмы в образовании. Перспективы их развития
Под воздействием инновационных образовательных технологий и развития
рыночных механизмов в России формируются экономические инновации в области
образования, а именно:
· новые механизмы государственного финансирования ...
Понятие и сущность себестоимости продукции, ее экономическое обоснование
В условиях современного рынка снижение себестоимости
продукции создает предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является
особенно актуальным в данный период развития экономики, когда идет борьба за
сохранение уже существу ...