Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия [9].
За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.
Причины нарушения ритмичности могут быть внешними и внутренними.
Внешние: недостаток энергоресурсов и т.д.
Внутренние: низкий уровень организации производства, контроля производства, тяжелое финансовое положение.
Отрицательные последствия влекут за собой не только недовыполнение или несвоевременное выполнение плановых заданий, но в некоторых случаях и перевыполнение. Поэтому целесообразно при оценке ритмичности учитывать как отрицательные отклонения от плана, так и положительные [22].
Качество продукции на предприятии
Важнейшим показателем деятельности предприятия является качество продукции. Повышение качества способствует увеличению спроса на продукцию и росту прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции.
Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия.
Однако, как правило, повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции. Рост объема выпуска за счет качества отражается через себестоимость, цену, прибыль и является объектом экономического анализа.
Качество продукции регламентируется и устанавливается сертификатом качества.
Оно влияет на объем выпуска и продаж в стоимостном выражении потому, что дает основания, для более высокой цены и увеличения спроса на более качественную продукцию. Различают и анализируют качество работы и качество продукции. На рисунке 1.2 представлено их влияние на объем производства продукции.
Влияние качества продукции на результативные показатели работы предприятия оценивается с помощью показателей качества.
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Рисунок 1.2 - Взаимосвязь качества и объема производства продукции
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность [1].
Основными показателями качества являются обобщающие показатели, индивидуальные показатели косвенные показатели.
1) Обобщающие показатели, т.е. независящие от ее вида и назначения:
- удельный вес сертифицированной продукции;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартами;
удельный вес продукции, изготовленной на экспорт.
2) Индивидуальные показатели, характеризующие свойства продукции:
- полезность;
надежность;
технологичность;
эстетичность.
3) Косвенные показатели:
- штрафы за некачественную продукцию;
объем забракованной продукции и удельный вес брака;
потери от брака.
В ходе анализа изучается динамика данных показателей, выясняют причины изменений показателей качества. На предприятиях, выпускающих продукцию разного сорта, рассчитывается средний коэффициент сортности по плану и фактически путем деления фактического объема произведенной продукции в стоимостном выражении на выпуск продукции по цене 1 сорта.
Ксорт = ∑Qi × pi / ∑ Qi × p1 (1.28)
(1.29)
В результате изменений, происходящих в качестве продукции, меняются средние цены на продукцию. Необходимо их рассчитать по плану, фактически и найти их влияние на показатели предприятия.
P = ∑ Qi × pi / ∑Qi (1.30)
∆ТП = (Pфакт - Pплан) × Qфакт (1.31)
∆P = (Pфакт - Pплан) × К (1.32)
∆П = (Pфакт - Pплан) × К - (Сфакт - Сплан) × К, (1.33)
где К - количество реализованной продукции;
Анализ рынка однокомнатных квартир в г. Пятигорске
Рынок недвижимости - сектор национальной рыночной экономики, представляющий
собой совокупность объектов недвижимости, экономических субъектов, оперирующих
на рынке, процессов функционирования рынка, т.е. процессов производства ...
Анализ себестоимости продукции
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются
выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов,
природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда,
используемых непосредств ...