При методе распределения с помощью системы линейных уравнений:
) стоимость оказанных встречных услуг выражается через линейную зависимость, т.е. строится система линейных уравнений;
) решается система линейных уравнений;
) затраты вспомогательных цехов распределяются пропорционально количеству оказанных услуг.
Проблема распределения расходов на обслуживание производства и управление имеет вековую историю, ее актуальность возрастает. Это связано, во-первых, с расширяющимся ассортиментом продукции предприятий; во-вторых, с ростом фондоемкости производств, развитием автоматизированных производств, ведущим к увеличению доли общепроизводственных и общехозяйственных затрат в себестоимости продукции; в-третьих, со снижением удельного веса заработной платы основных производственных рабочих в совокупных затратах и с широким распространением именно заработной платы производственных рабочих в качестве базы распределения косвенных расходов по объектам калькулирования.
Для решения проблем идет поиск как в направлении разработки адекватных баз распределения при сохранении традиционного одноступенчатого калькулирования, так и в направлении развития альтернативных калькуляционных систем.
Анализ поведения затрат
В связи с растущей популярностью маржинального (предельного) подхода в управленческом учете возникает теоретическая и практическая проблема разделения затрат на переменные и постоянные. Переменные затраты и исчисленные на их основе показатели (маржинальный доход, уровень маржинального дохода) используются:
· для принятия нестандартных управленческих решений (например, принимать ли специальный заказ по ценам, не превышающим себестоимость);
· для прогнозирования (например, в CVP-анализе);
· для калькулирования (в системе "директ-костинг").
Постоянные расходы являются константой только по отношению к данному уровню деятельности и в конкретный период, т.е. в области (зоне) релевантности. Область релевантности - объем производства/продаж, при котором сохраняется прямо пропорциональная зависимость переменных расходов и независимость постоянных от объема производства (продаж).
Переменные расходы также не всегда бывают прямо пропорциональны объему. Например, при малом или высоком объеме производства будут затрачены дополнительные материалы и трудо-часы. Когда наблюдается рост спроса, руководители склонны наращивать объем "любой ценой". При снижении объема продаж обычно увеличивают коммерческие расходы, в то же время делается попытка повысить производительность труда, заготовить ресурсы по более низким ценам.
В основу оценки поведения затрат в управленческом учете положены допущения. В частности:
· анализ поведения затрат осуществляется только в области релевантности;
· линейная функция адекватно отражает динамику затрат в области релевантности;
· колебания в общем уровне затрат вызваны изменением единственной переменной величины.
При принятии управленческого решения не стоит забывать об изложенных допущениях и о погрешностях, возникающих при использовании разных методов анализа поведения затрат, т.е. деления их на постоянные и переменные.
В теории классификации затрат на переменные и постоянные существует два подхода к изучению их поведения: микроэкономический и бухгалтерский.
Бухгалтерский подход к изучению поведения затрат более простой и практичный. Сущность его в том, что все затраты предприятия можно разделить на постоянные, которые остаются стабильными при изменении объема производства, и переменные, изменяющиеся пропорционально объему производства. Графически их можно представить в виде прямой линии.
При микроэкономическом подходе поведение затрат рассматривается с учетом многих факторов. Линия затрат - это кривая. Средние переменные затраты на единицу продукции сначала снижаются: это связано, например, с тем, что по мере расширения выпуска продукции фирма может получать крупные скидки при закупке сырья и экономию от разделения труда. Здесь действует эффект "положительный эффект масштаба", т.е. чем выше объем производства, тем ниже переменные затраты на единицу продукции. Отрицательный эффект масштаба наступает, когда дальнейшая экономия за счет роста объема производства в краткосрочном периоде невозможна, в то же время потенциал предприятия эксплуатируется более интенсивно, возникают критические ситуации, увеличиваются затраты на продвижение продукции.
Сравнение результатов расчетов по двум подходам показывает, что в области релевантности разница незначительна. Существенное отклонение возникает за пределами зоны релевантности, т.е. при максимальных объемах или объемах, приближенных к нулю. В книге рассматривается бухгалтерский подход.
Деление затрат на переменные и постоянные условно не только из-за влияния введенных ранее ограничений. На условность результата расчетов влияют не только ограничения влияния одного фактора прямопропорциональной зависимости, но и ограничения продолжительности процессов производства и продаж во времени. Суть в том, что часто затраты, выступающие в качестве постоянных в краткосрочном периоде, ведут себя как переменные в периоде большей длительности.
Анализ рынка труда г. Воронежа
Актуальность выбранной тематики заключается в
постоянном совершенствовании функционирования рынка труда и взаимоотношений его
субъектов. В условиях нестабильной экономической ситуации рынок труда в
Российской Федерации являет ...
Определение себестоимости и цены единицы продукции
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования
управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и
значение правильного и корректного учета затрат на производство и
калькул ...