В ближайшем будущем по мере увеличения доступности кредитных ресурсов этот рынок может вырасти на порядок.
Выводы по главе
1. Развитие малого бизнеса - это особая сравнительно новая тенденция в развитии экономики регионов. Сегодня уже не вызывает сомнения, что малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:
· увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в обществе;
· рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
· селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
· создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
· подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
· разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
· косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
· ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
· мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
· улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
2. Число малых предприятий в Санкт-Петербурге самое высокое среди субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Санкт-Петербург являлся лидером среди других субъектов РФ по количеству малых предприятий, приходящихся на 100 тыс. жителей. В структуре малых предприятий Санкт-Петербурга в разбивке по видам экономической деятельности, наибольшая доля от общего количества малых предприятий за 2011 г. приходилось на оптовую и розничную торговлю (33,5%), 22% занимала деятельность по операциям с недвижимым имуществом, по аренде и предоставлению услуг; 14,3% - обрабатывающие производства.
3. Численность работников малых предприятий Санкт-Петербурга за рассматриваемый период сокращается. Основной причиной сокращения в 2008-2009 гг. являлась нестабильная экономическая ситуация в России, в результате которой произошло сокращение спроса на продукцию/услуги, не изменилась политика налоговых органов в отношении субъектов малого предпринимательства, что привело к банкротству ряда малых предприятий.
. Долевое распределение оборота малых предприятий по видам экономической деятельности за 2008-2011 гг. изменялось незначительно. Наблюдается тенденция снижения доли оборота от розничной торговли, которое происходит на фоне увеличения оборота в других отраслях экономики, чему способствует государственная поддержка этих отраслей.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Имидж»
Особенности хозяйственной деятельности ООО Уральские пельмени АВИА
В жизни современного общества рынок
услуг общественного питания играет важную и постоянно возрастающую роль. Прежде
всего, такое положение связано с улучшением материального положения населения
России и г. Челябинска в частно ...
Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО ГПК)
Одним
из важнейших условий успешного управления предпринимательской фирмой является
анализ ее финансового состояния, так как результаты в любой сфере
предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности
исполь ...