На Федеральное агентство по образованию (Рособразование) возложена реализация государственной политики в области образования и стратегии его развития, выработанных Минобрнауки. К основным функциям Рособразования относятся управление государственным имуществом, оказание государственных услуг в сфере образования и воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Все учреждения и организации, подведомственные ранее Министерству образования, согласно постановлению Правительства Российской Федерации в настоящее время находятся в ведении Рос-образования. Это 335 вузов, 625 техникумов и колледжей, 2555 профессионально-технических училищ.
Важным условием совершенствования системы образования Российской Федерации является создание механизмов, гарантирующих определенный уровень финансово-экономической поддержки сферы образования со стороны федеральных и региональных властей, местных органов управления. Иными словами, задачи, встающие перед системой образования, должны быть обеспечены достаточными ресурсами. И здесь особое значение приобретает выработка новых экономических механизмов, соответствующих современному этапу социально-экономического развития нашей страны. [9, с.31]
Сохраняющийся на сегодня сметный порядок бюджетного финансирования учебных заведений во многом ограничивает возможности и стимулы по повышению качества услуг и расширению их спектра. Именно поэтому Минобрнауки ускоряет разработку и внедрение новых механизмов финансирования образования, которые должны будут осуществляться в ходе общей бюджетной реформы.
В основу финансирования системы образования необходимо, по мнению автора, положить принцип «управления по результатам». Это означает, что любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности должна содержать четкий перечень индикаторов результативности. Сложность системы, ее многофункциональный и многоцелевой характер требуют использования различных финансовых механизмов, их оптимального сочетания. Это позволит не только повысить эффективность расхода бюджетных средств, выделяемых на развитие образования, но и привлечь дополнительные внебюджетные источники, повысить инвестиционную привлекательность системы образования.
Один из таких механизмов - нормативно-подушевое финансирование, которое, с одной стороны, позволит обеспечить прозрачность распределения бюджетных средств, а с другой - будет увязывать непосредственного потребителя образовательных услуг с объемом выделяемых на их реализацию средств. Иными словами, «деньги следуют за учащимся». Эксперимент по отработке этого механизма проводился в ряде субъектов Российской Федерации, в частности, в Чувашской Республике, Самарской и Ярославской областях и др. Он позволяет найти взвешенные пути решения как правовых, так и технических вопросов внедрения этого новшества.
Проводимая в настоящее время реформа системы образования, предусматривающая введение единого государственного экзамена и использование для дифференцированного поступления в высшие учебные заведения государственных именных финансовых обязательств, предполагает также поиск и разработку новых финансовых механизмов частичной или полной компенсации затрат на обучение. [9, с.32]
Одним из таких механизмов может стать система кредитования граждан, обучающихся на платной основе. Пока кредитованием граждан для получения ими образования занимается только Сберегательный банк России. Еще в июле 2000 года им был разработан и утвержден порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Вместе с тем для широкого распространения этого экономического механизма важно определить такую процентную ставку по кредиту, которая сделает его доступным даже для семей с невысоким достатком.
Анализ рынка труда г. Воронежа
Актуальность выбранной тематики заключается в
постоянном совершенствовании функционирования рынка труда и взаимоотношений его
субъектов. В условиях нестабильной экономической ситуации рынок труда в
Российской Федерации являет ...
Оценка интенсивности развития пищевой промышленности в 2004-2010 гг
Отечественная
пищевая промышленность являлась многие годы одной из базовых отраслей экономики
страны, так как обеспечивала наполнение госбюджета, потребности населения в
продуктах питания , решала проблемы занятости населения ...