Совокупность данных, которые могут быть использованы при оценке бизнеса, целесообразно классифицировать по четырем группам.
Первая группа характеризует источники финансовых выгод от бизнеса. К ним могут относиться:
прибыль или иные денежные поступления от операций и/или инвестиций;
продажа или залог активов;
продажа бизнеса.
Набор источников финансовых выгод ограничен. Как правило, выявление их полного состава для анализа не представляет особых трудностей. Но необходимо иметь в виду, что неправильно определенный состав выгод может существенно снижать достоверность оценки.
Вторая группа представляет собой финансовые показатели бизнеса за определенный ретроспективный период и на определенную перспективу (1-3 года):
прибыль. В оценке используется чистая прибыль, но зачастую оказывается целесообразным использовать не прибыль, а денежный поток. Денежный поток, поступающий в распоряжение собственника бизнеса, состоит из чистой прибыли и амортизационных отчислений, исчисленных по балансовой стоимости основных фондов и нематериальных активов. Конкретное содержание и способ расчета денежного потока будут рассматриваться далее. Здесь отметим, что денежный поток более применим в капиталоемких отраслях и при высокой инфляции. Он всегда более стабилен, чем чистая прибыль, что и делает его применение целесообразным;
дивиденды или способность их выплачивать. Современная теория и практика оценки бизнеса придает дивидендам меньшее значение, чем доходности компаний. Однако если инвестор покупает неконтрольный пакет в бизнесе, влияние дивидендов на принятие им решения значительно;
активы. Важно правильно понимать роль активов в оценке бизнеса: владение частью бизнеса не дает права на пропорциональную долю активов, а лишь право получения части доходов. Для действующего предприятия активы влияют на доходность через уровень риска. Для ликвидируемого предприятия активы - основной источник дохода;
выручка и др.
Каждый из этих показателей должен анализироваться в динамике.
Третья группа - нефинансовые показатели бизнеса, в том числе:
доля сделки в общем объеме бизнеса. Здесь важно выделить два варианта сделок: сделки с контрольным пакетом (долей) или сделки с неконтрольным пакетом (миноритарной долей). Приобретение контрольного пакета в конкретном предприятии дает возможность управления им (принятия выгодных владельцу пакета решений). То есть владелец контрольного пакета получает дополнительные финансовые выгоды по сравнению с владельцем миноритарной доли. Следовательно, справедливо предположить, что одна акция в контрольном пакете должна стоить дороже, чем эта же акция в миноритарной доле;
организационно-правовая форма бизнеса и его уставные положения. Влияние этой характеристики бизнеса связано с его ликвидностью напрямую (открытые акционерные общества всегда более ликвидны, чем закрытые компании) и косвенно - с ограничением прав собственника, заложенных в уставе.
Четвертую группу информации, используемой оценщиком, составляют внешние для фирмы факторы. Наиболее значимыми из них являются:
уровень процентных ставок ЦБ РФ и коммерческих банков, характеризующий социально-экономическое положение страны и инвестиционную политику правительства;
Оценка интенсивности развития пищевой промышленности в 2004-2010 гг
Отечественная
пищевая промышленность являлась многие годы одной из базовых отраслей экономики
страны, так как обеспечивала наполнение госбюджета, потребности населения в
продуктах питания , решала проблемы занятости населения ...
Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО Аргос-Чурс
В наше время буровые компании находятся в условиях ожесточенной
конкурентной борьбы. Главным критерием качества выполняемых работ по
строительству скважины, является своевременное выполнение объема работ в
соответствии с прое ...