Информационное обеспечение - основа процесса оценки бизнеса. Без предварительного анализа объемов необходимой информации, источников ее получения и затрат (финансовых, трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику проведения работ и сформировать бюджет проекта.
Необходимая для процесса оценки бизнеса информация может быть классифицирована следующим образом:
по источникам: полученная на рынке; полученная в оцениваемой компании;
по типу: юридическая, финансовая, техническая, коммерческая;
по масштабам: общеэкономическая, отраслевая, об отдельном предприятии и его подразделениях.
В целом информацию, используемую для оценки бизнеса, можно разделить на две категории: внешняя информация и внутренняя информация.
Внешняя информация, используемая в оценке бизнеса, отражает условия функционирования предприятия в отрасли и в экономике в целом.
В основе принципа «нормальность функционирования бизнеса» лежит оптимальное сочетание объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов, которые в значительной мере определяются именно внешними условиями:
Макроэкономическими и отраслевыми факторами
Уровнем инфляции
Темпами экономического развития страны
Условиями конкуренции в отрасли и т. д.
К внешней информации также относится взаимодействие предприятия:
с производственно - хозяйственными структурами (другими предприятиями);
со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами самоуправления);
со структурами финансово-кредитной системы (банками, кредитными организациями).
Особенность оцениваемого бизнеса раскрывается на основании наиболее полной и точной внутренней информации, характеризующей предприятие и его деятельность.
Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, уже есть информация, включающая такие данные, как:
характеристика отрасли;
основные показатели текущего финансового состояния предприятия;
организационно-правовая форма;
размер уставного капитала; сведения о владельцах с наибольшей долей уставного капитала;
принадлежность предприятия концернам, холдингам.
Кроме этого для оценки важны следующие сведения:
ретроспективные данные об истории предприятия. Здесь важны два аспекта: описание процесса производства по каждому виду продукции и описание истории предприятия;
описание маркетинговой стратегии предприятия (определяется, во-первых, внешними факторами; во-вторых, периодом жизненного цикла производимых товаров; в-третьих, наличием производственных мощностей);
финансовая информация, отражающая текущее состояние дел предприятия на дату оценки.
Основными источниками необходимой для проведения работ по оценке бизнеса информации являются:
бухгалтерский баланс (форма № 1);
отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
отчет о движении денежных средств (форма № 3).
Указанные источники служат основанием для ответа на вопрос о действительной величине чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.
Для более детального анализа, подтверждающего или вносящего свои дополнительные плюсы или минусы, могут быть использованы и другие формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия (оперативная или управленческая).
Основные показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа
Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается
на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной
адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получе ...
Анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия
В настоящих условиях для большинства хозяйствующих субъектов характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между ...