В современных условиях становится все более актуальной задача гармонизации стратегических направлений социально-экономического развития региона и хозяйствующих субъектов, решение которой связывается с разработкой новых институциональных механизмов, к определению структуры и методов экономической оценки промышленного, инновационного и инвестиционного перспектив.
В условиях активного участия государства в выработке форм и методов государственного регулирования социального и промышленного обновления экономики особое значение приобретает проблематика разнообразия стратегий и программ социального и экономического развития территорий.
Значимость дифференциации уровня территориального развития экономики особенно усилилась в последние годы. Новыми и наиболее важными ее направлениями становятся исследование процессов формирования межрегиональных и локальных рынков и формирование институциональной структуры рынка. Все это означает перенос центра тяжести реформ с общефедерального масштаба на региональный и локальный уровни. Основой адаптации институтов рынка к разнонаправленным региональным программам и стратегиям социально-экономического развития, становится системный подход к целеполаганию структурных преобразований промышленного и инновационного развития. Данные составляющие являются базовыми условиями импульса экономического роста в регионах.
Неотъемлемой составляющей социально-экономической системы федерального округа, региона является учет территориальной специфики функционирования агрегированных производственных подсистем. Этим, в частности, объясняется большой разброс суждений о целях, содержании и условиях тех или иных управленческих воздействий на развитие социально-экономических систем, с одной стороны в форме административного управления отдельными территориальными подсистемами, с другой стороны - полной разбалансировки функций отраслевого управления и регулирования.
Основная задача формирующейся системы государственного управления в национальной экономике - образование институциональных и экономических воздействий на условия функционирования объектов управления и взаимосвязей между ними с целью обеспечения сбалансированного промышленного роста и воспроизводства совокупностей территориального потенциала.
Ни одну из экономических и социальных проблем государства невозможно решить в условиях спада экономики. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации главная цель как государственной, так и региональной политики - стабилизация экономики и создание условий для ее роста. При этом наиболее важная задача - обеспечение устойчивогороста экономики, так как задача стабилизации носит подчиненный характер. Именно экономический рост способен дать ресурсы, необходимые для решения социальных и демографических проблем.
Главным тормозом роста остаются сохраняющиеся структурные деформации экономики. Их специфика в России состоит в следующем:
) существование совокупности неэффективных предприятий, которые производят отрицательную добавленную стоимость и имеют просроченную кредиторскую задолженность более 18 месяцев. Они могут функционировать только за счет прямых или косвенных субсидий;
) выделение государством субсидий на поддержку «слабых» предприятий вместо того, чтобы инвестировать в динамично развивающиеся производства;
) неравномерный уровень жизни различных слоев населения. Уровень жизни меньшей части, занятой в банковском секторе и торговле приближается к западным стандартам. Уровень жизни большей части населения характеризуется низкими денежными доходами и низким платежеспособным спросом;
) высокая криминализация экономики, в том числе кредитно-финансовой сферы.
Перечисленные аспекты вызывают недостаток стимулов к модернизации и росту производства на внутреннем рынке. Таким образом, для обеспечения роста экономики государства необходимы структурные реформы. Важность проведения структурной перестройки посредством структурной политики подчеркивают стратегии развития федерального и регионального уровней. Так, стратегия социально-экономического развития России на период до 2020 г. определяет, что государственная политика экономического роста должна быть дополнена структурной политикой государства. При этом основной целью структурной политики государства является обеспечение прогрессивных сдвигов (на ряду с другими целями). Как основные средства реализации политики прогрессивных структурных сдвигов Стратегия выделяет развитие рыночных механизмов перераспределения хозяйственных ресурсов в пользу высоко конкурентных отраслей и секторов; снятие административных, социальных и иных барьеров для этого перераспределения; концентрацию ресурсов на расшивке «узких мест» развития. Основной задачей здесь является обеспечение инфраструктурных возможностей межпроизводственного, межсекторального и межрегионального перераспределения ресурсов и информационного обмена. Стратегия территориального развития и региональной политики одной из внутренних проблем ставит адаптацию хозяйственных структур регионов к требованиям рыночной экономики и устойчивого развития.
Анализ рынка однокомнатных квартир в г. Пятигорске
Рынок недвижимости - сектор национальной рыночной экономики, представляющий
собой совокупность объектов недвижимости, экономических субъектов, оперирующих
на рынке, процессов функционирования рынка, т.е. процессов производства ...
Анализ деятельности малого предприятия на примере ООО Имидж
Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого и среднего предпринимательства как одного из условий развития рыночной отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства госу ...