В Кыргызстане практически отсутствует практика создания отраслевых профессиональных структур, не зависимых от правительства и активно вовлечённых в процесс сертификации и аккредитации специальностей. При поддержке различных международных агентств в стране было реализовано несколько проектов, нацеленных на пересмотр имеющейся системы оценки качества и аккредитации в области образования. Согласно международной практике, работодатели играют ключевую роль в системе сертификации профессионального образования. Этот вопрос в течение некоторого времени обсуждается на национальном уровне, однако из-за различных препятствий достижение реальных результатов в этом направлении откладывается.
В настоящее время основным принципом подготовки профессионалов в различных областях является их соответствие существующему Национальному классификатору специальностей в системе образования, который связан с другими классификаторами, такими, как Общереспубликанский классификатор занятий, Общереспубликанский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Несмотря на то, что эти классификаторы основаны на международных классификаторах и адаптированы к национальным условиям, они имеют множество ограничений. Характеристики профессий, перечисленных в этих классификаторах, во многих отношениях устарели, в них отражено советское наследие плановой экономики, в то время как экономика в странах переходного периода уже подверглась значительным трансформациям. Необходимо пересмотреть данный классификатор в соответствие с современными тенденциями развития профессионального образования.
В Кыргызстане введена Общая информационная сеть для обмена информацией между агентствами о занятости и вопросах рынка труда, однако ее надлежащее функционирование затрудняется нехваткой технического (электронного) оборудования и программного обеспечения, а также недостаточным государственным регулированием взаимодействия и ответственности различных министерств. Для создания эффективной системы информирования о рынке труда должна быть улучшена сотрудничество между министерствами. Службы занятости как государственные, так и частные должны сотрудничать со всеми крупными компаниями мира предлагая трудовые ресурсы из Банка данных трудовых ресурсов. Таким образом, службы занятости расширяют спектр услуг по трудоустройству не только внутри страны, но и за его пределами.
Следующим этапом должно быть информирование населения об имеющихся в банке данных вакансиях не только внутри Кыргызстана, но и в странах Дальнего и Ближнего зарубежья с предоставлением полной информации о вакансии. При этом службы занятости не должны ограничится просто предоставлением информации, а должны проводить всю процедуру трудоустройства, начиная от переговоров, организацией собеседований, до составления контрактов.
Государство в данном направлении трудовой миграции может стимулировать и регулировать их течение, однако оно не может существенно влиять на эмиграционные намерения своих граждан. Поэтому особую тревогу в миграционном процессе как всех других стран беспокоит процесс утечки мозгов. Когда сотни и тысячи ученых по различным причинам покидают свою страну и отправляются на длительное или постоянное жительство в другую страну, отпускающее общество явно несет значительные экономические потери. Впрочем, в некоторых важных отраслях науки для этого достаточно выезда всего лишь нескольких крупных ученых.
Обычно миграция учёных и высококвалифицированных специалистов идёт намеренным безвозвратным путём. Но и выезд в страны ЕС удаётся непросто, поэтому для того чтобы государство не потеряло безвозвратно умы которые она для себя взращивала, нужно разработать схему не утечки а циркуляции мозгов. Мы в данном случае порекомендовали бы на государственном уровне составить межгосударственное соглашения со странами, как СНГ, так и ЕС программы обмена специалистами и учёными на определённый срок, по истечении которого участник программы возвратился бы для применения полученных знаний в ВУЗах и научных центрах республики. Данный процесс обогатил бы знания и опыт преподавателей учебных учреждений и поднял бы качество образования.
Анализ социально-экономического развития Республики Бурятия
Проблемы устойчивого и согласованного
социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются
как никогда актуальными на современном этапе становления России как
равноправного и стабильного члена миров ...
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО СтеклоПлюс
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размеще ...