Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.
Как же нам развивать нормальную, рыночную конкуренцию? В мире давно разобрались с этим вопросом. Необходимо бережно охранять ее, не дать пропасть, извратиться, перейти в монополию. Ограничивать власть монополистов на рынке.
Для этого, в первую очередь, нужно заменить все механизмы, приводящие к недобросовестной конкуренции: усовершенствовать проведение тендеров, продавать через них любой товар, если имеются сомнения, что кому-то его не хватит. Необходимо срочно перейти от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов в стране.
Важнейшим условием развития конкуренции являются механизмы ее регулирования - законодательные (включая контроль исполнения соответствующих нормативных актов) и корректирующие (нормы, правила и стандарты) [7, c. 310].
Основой регулирования в этой сфере является развитое законодательство, где даны четкие определения всем основным явлениям недобросовестной конкуренции, монополистическим практикам, монополизации экономики. Такое законодательство есть, например, в России. Чрезвычайно важно наличие дееспособного антимонопольного государственного органа, обладающего силой выявлять эти вредные явления и наказывать нарушителей по закону. В стране нужна отдельная программа развития конкуренции.
Для более тонкой настройки конкурентной среды предназначены структуры в правовой части. Они устанавливают правила добросовестного поведения на своих рынках. По своей природе они саморегулируемые, их ядро - сам бизнес этого сектора рынка. Это могут быть отраслевые, профессиональные ассоциации, другие. На первых порах эту функцию могли бы выполнять общественно-консультационные советы при министерствах и органах государственной власти.
Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена, прежде всего, построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.
Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность [7, c. 318].
Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, тема работы подтвердила свою актуальность в процессе исследования. Сделаем основные выводы по проведенному исследованию.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах: концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа; концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях; концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
Преимущество крупных предприятий сводится к следующим основным моментам: на крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает большой экономический эффект; укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации; издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии; крупное производство позволяет более экономно использовать сырье; на крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством.
Анализ финансового состояния ООО ОКС
В условиях рыночной экономики стабильность положения любого
хозяйствующего субъекта в конкурентной среде зависит от его финансовой
устойчивости и платежеспособности, а рыночные условия требуют от предприятия
повышения эффекти ...
Анализ использования трудовых ресурсов и пути повышения производительности труда на примере ООО Байкал
Нынешнее кризисное состояние отечественной экономики характеризуется множеством негативных явлений: это резкое сокращение объемов производства, дефицит бюджета, неэффективность рыночных отношений. Следствием этого является снижение производ ...