) для контроля.
Деление не является жестким, так как, например, метод группировки затрат на продукт и на период может использоваться как в финансовом и налоговом учете для оценки запасов и исчисления прибыли, так и в управленческом при подготовке релевантной информации для нестандартных управленческих решений.
Например, Ч.Т. Хорнгрен классифицирует затраты по следующим признакам:
) по отношению к объему производства (переменные, постоянные);
) по временной определенности (фактические, плановые или прогнозные, прочие);
) по степени усреднения (общие, средние (затраты на единицу - на студента, на час), прочие);
) по функции управления (производственные, коммерческие, административные);
) по способу отнесения на себестоимость объектов (прямые, косвенные);
) по периоду отнесения затрат на уменьшение прибыли (на продукт, на период);
) по ценности для управленческих решений (релевантные, нерелевантные, альтернативные, затраты прошлых периодов) .
Затраты на продукт распределяются между себестоимостью реализованной продукции и запасами. Эти переходящие затраты относятся на уменьшение прибыли только тогда, когда продукция реализована, что может случиться через несколько периодов после ее производства. Причинами временного разрыва могут являться особенности технологии или плохая работа коммерческих отделов. Примерами затрат на продукт служат затраты основных материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработной платы производственных рабочих с начислениями на нее, прочие.
Периодические затраты (затраты на период) всегда влияют на исчисление прибыли того отчетного периода, в котором они были произведены. По сути, эти затраты можно было бы назвать убытками данного отчетного периода. Если говорить о периодических затратах от обычных видов деятельности, то они не проходят через стадию запасов, а сразу же относятся на уменьшение себестоимости реализованной продукции. В финансовом учете они отражаются в периоде возникновения по дебету счета 90 "Продажи". К категории "периодические затраты" от прочих видов деятельности можно отнести начисленные проценты за кредит, начисленные штрафы и т.д. Затраты на период также называют затратами отчетного периода, периодическими или незапасоемкими.
Важную роль как в финансовом, так и в управленческом учете играет классификация затрат на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, которые можно прямо отнести на себестоимость продукции, центр затрат, центр ответственности или какой-нибудь объект. Типичным примером являются стоимость основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих и т.д. Косвенные - затраты, которые нельзя или экономически нецелесообразно прямо относить на объект учета затрат (заказ, продукция, центр ответственности и т.д.). Для распределения косвенных расходов разрабатывают и применяют разные методики, так как расчеты по выбранной методике влияют на величину финансовых результатов и себестоимость отдельных видов продукции. Если себестоимость и рентабельность отдельных изделий (услуг) напрямую зависят от методики распределения косвенных расходов, то влияние на финансовые результаты предприятия происходит опосредованно через затраты на продукт на предприятиях с длительным циклом "производство-продажи". Дело в том, что если себестоимость отдельных изделий искажена и имеются значительные запасы незавершенного производства и готовой продукции на складе, то может возникнуть ситуация, когда произошла максимальная отгрузка продукции, формально поглотившей основную массу косвенных расходов, тогда как реально они должны были числиться в составе остатков и не влиять на величину прибыли данного отчетного периода.
Классификация затрат, связанная с подготовкой информации для оперативных, тактических и стратегических управленческих решений, включает группы затрат как давно применяемые в России, так и новые. Практическая адаптация использования данных группировок затрат в деятельности отечественных предприятий снизит долю ошибочных решений менеджеров. Рассмотрим их подробнее.
Релевантные затраты - затраты, которые следует принимать в расчет при принятии конкретного управленческого решения. Нерелевантные затраты либо загромождают информацию руководителю, либо искажают ее.
Релевантность затрат хорошо прослеживается при анализе "затрат прошлых периодов", возникающих в результате ранее принятых решений. Затраты уже нельзя изменить, т.е. выбор какой-либо альтернативы не может повлиять на величину данных затрат. Они нерелевантны, их не следует брать в расчет для принятия управленческого проектного решения.
Пути увеличения объёма производства и реализации продукции
По мере становления России на рыночный путь развития экономики повышается
роль таких показателей, как объем производства и реализации продукции
предприятия. Именно эти показатели являются решающим фактором формирования
прибыл ...
Анализ себестоимости продукции
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются
выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов,
природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда,
используемых непосредств ...