Конкурентоспособность продукции - это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);
техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);
экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);
организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);
Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рис 1.
Рис. 1.1 Блок - схема анализа конкурентоспособности продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.
Качество продукции совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
удельный вес продукции высшей категории качества;
средневзвешенный балл продукции;
средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
удельный вес сертифицированной продукции;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко
развитые промышленные страны.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
оценивается технический уровень продукции;
выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;
обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.
Проблемы изменения валютного курса
Проблемы изменения валютного курса
Валютный
курс
- цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице
другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.
Как
и на любом рынке, на валютном р ...
Определение трудоемкости производства на предприятии
Трудоемкость
производства продукции служит важным комплексным показателем, обобщающим
затраты труда в процессе производственной деятельности предприятия и его
подразделений в существующих экономических отношениях. Она теснейш ...