Корпорация - это сравнительно новая форма организационных объединений в Казахстане, сформированная в ходе массовой приватизации государственных предприятий. За рубежом же термин “корпорация” применяется уже давно и обозначает чаще всего крупный субъект хозяйствования, организованный в форме открытого акционерного общества и имеющий сложную структуру: материнскую компанию, дочерние и внучатые фирмы, зависимые общества. Иными словами, к корпорации относят многоуровневые организации, которые к тому же обладают и многоаспектной сферой деятельности, и многообразием технического и человеческого капитала.
Крупная корпорация - это инерционная экономическая система, в которой сила накопленных процессов определяет будущую траекторию движения. Это связано с долгосрочным характером основных корпоративных процессов, их значительной инвестиционной составляющей.
Рассмотрим современные тенденции развития корпораций.
. Укрупнение корпораций, повышение их роли в мировой экономике и научно-техническом прогрессе. Это отражение всеобщего тренда экономической интеграции. Как отмечает Ричард Паскаль, корпорации - это доминирующие социальные институты нашего времени. Сегодня всего 300 крупных корпораций контролируют 25% всех производственных мощностей на земле. Масса создаваемой добавленной стоимости некоторых транснациональных корпораций превышает ВВП отдельных развитых государств. Лидеры мирового хай-тека - именно крупные корпорации, такие как IBM, Sony, Microsoft, Siemens, Intel и Samsung.
Своеобразный “корпоративный бум” объясняется тем, что корпорация обладает несомненными преимуществами перед малым и средним бизнесом, а именно: возможностью экономии на масштабах производства, доступом к дешевым кредитным ресурсам, более широким и диверсифицированным рынком сбыта, возможностями привлекать лучших специалистов и содержать научно-поисковые и опытно-конструкторские подразделения, резервами для проведения рискованных и прорывных работ. В то же время нельзя не отметить и слабые стороны излишнего укрупнения корпораций: возможная потеря гибкости в реакции на потребности рынка; снижение уровня управляемости, возможный рост противоречий между материнской компанией и дочерними структурами, возрастающая сложность гармонизации интересов всех участников бизнес-процесса и т. д.
. Усложнение структуры собственности корпораций, концентрация, переливы и взаимопроникновение капиталов. Тенденция развивается через две основные формы: концентрацию капитала через накопления, расширенное воспроизводство (внутренний, органический рост) и слияния и поглощения компаний (внешний рост). Оба направления успешно используются в современном корпоративном строительстве и формируют его правовую и организационную основу.
. Ускорение внутреннего организационного развития корпораций, усиление взаимосвязи темпов и направления роста бизнеса с качеством менеджмента, возрастание роли человеческого капитала. Это связано с обеспечением выживания в условиях ужесточения конкурентной борьбы. По словам Стивена Макклеллана, компании, развитие которых остановилось, практически идут к банкротству. Любая фирма, которая не успевает адаптироваться к постоянным изменениям, происходящим в отрасли, не выдерживает конкурентной борьбы.
В этой связи многие современные корпорации, причем как западные, так и российские, активно ищут новые формы организационного и корпоративного управления. Развиваются горизонтальные, матричные и проектные организационно-функциональные структуры бизнеса, принимаются кодексы корпоративного поведения. Многие компании вводят независимых директоров в свои советы директоров (в частности для защиты интересов мелких акционеров), привлекают известные международные консалтинговые и аудиторские фирмы, проводят активную реструктуризацию, освобождаясь от непрофильных и неэффективных активов (“чистка” корпорации). Все это свидетельствует в целом о тенденции к повышению качества корпоративного управления, к возрастанию роли человеческого капитала.
.Использование высокоскоростных информационно коммуникацион-ных технологий как непременных спутников успешно развивающихся корпораций. Начиная с 80-х годов прошлого века, человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества. Это разрушило замкнутость корпорации, а следствием стало практически мгновенное распространение новых идей и интеллектуальных наработок. Ужесточение конкурентной борьбы потребовало от корпорации формирования своего информационного пространства, в котором фиксируются все внешние требования и возможности развития.
Анализ и экономическая оценка эффективности использования основных фондов предприятия ООО Гостиный двор-2001
Основные фонды представляют собой объекты имущества организации, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяце ...
Анализ финансового состояния предприятия, диагностика возможности банкротства и разработка рекомендаций и способов предотвращения кризисного состояния
В условиях рыночной экономики существенно возрос интерес
участников экономического процесса к объективной и достоверной информации о
финансовом состоянии, рентабельности и деловой активности предприятия. Все
субъекты рыночных ...