Субъекты малого предпринимательства согласно Федеральному закону РФ № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлению РФ от 22.07.2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» - это:
внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
доля участия, принадлежащая одному/нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;
средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: микропредприятия - 15 человек включительно; малые предприятия - 100 человек включительно;
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей.
Приведём некоторые статистические данные по малому предпринимательству по России.
Рис.1. Динамика количества малых предприятий по федеральным округам. (тыс. ед.)
По данным Росстата (рис.1), количество малых предприятий в период 2008-2010 гг. снижалось. В конце 2010 г. количество малых предприятий составило 219,7 единиц, что на 22,3% ниже аналогичного показателя 2008 г. Одним из факторов, повлиявших на количество малых предприятий является мировой финансовый кризис, в результате которого наиболее слабые участники рынка малого предпринимательства обанкротились. Кроме того, сокращение числа малых предприятий объясняется сменой методики статистического наблюдения за предприятиями малого бизнеса в связи с выделением отдельной группы «микропредприятия». В 2011 г. число малых предприятий выросло на 11,1 тыс. единиц.
В разрезе по федеральным округам рост числа малых предприятий в 2010 г. был зафиксирован в трех округах: Приволжском (+600 предприятий), Уральском (+300 предприятий) и Дальневосточном (+300 предприятий). Наибольшее снижение количества малых предприятий произошло в Южном федеральном округе (снижение на 35% по отношению к 2009 г.), что связано с выделением из состава данного округа нескольких субъектов РФ.
Северо-Западный федеральный округ занял третье место по количеству малых предприятий, среди федеральных округов РФ (35,8 тыс. предприятий).
Произошедшее в конце 2011 года присоединение к ВТО позволит сделать серьезный шаг к повышению инвестиционной привлекательности России, сохранит баланс интересов производителей и потребителей на уровне, достаточном для обеспечения нормальной конкуренции (без обострения в отдельных отраслях). В конечном итоге, выиграют потребители товаров и услуг.
Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике
На
протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс
формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует
предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной
экон ...
Анализ деятельности среднего предприятия на примере строительной компании ООО Уралдомстрой
В развитых странах развитию малого предпринимательства придается важное значение, поскольку создание новых рабочих мест и обеспечение минимального уровня безработицы во многом зависит от успешного функционирования малого бизнеса. Кроме того ...