Бюджетирование - это непрерывная процедура составления, принятия бюджетов, то есть финансовых планов, в которых оцениваются доходы и расходы и предусматриваются источники их финансирования, а также контроль за их последующим исполнением в соответствии с целями оперативного планирования.
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, рациональным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации.
Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля. Планирование - это качественное и количественное описание задачи, проектирование возможных результатов и пути их достижения.
Контроль - это действие, которое помогает выполнению запланированных решений, и представление оценки, обеспечивающее обратную связь.
Для выполнения этих функций необходимо иметь данные бюджета и исполнительских отчетов. Отчет исполнителя - это изменение фактического состояния объекта. Он, как правило, состоит из сравнения бюджетных и фактических результатов. Расхождения бюджетных и фактических данных называются отклонениями. Отчет позволяет менеджерам на практике концентрировать усилия на процессах, где выявлены были отклонения.
Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.
Постановка бюджетного процесса в коммерческой организации включает в себя следующие этапы:
-й этап. Формирование финансовой структуры.
-й этап. Создание структуры бюджетов.
-й этап. Разработка методик и процедур управленческого учета.
-й этап. Разработка регламента планирования.
-й этап. Внедрение системы бюджетирования.
Цель первого этапа (формирование финансовой структуры) - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.
Выполняя свои функциональные обязанности, каждое подразделение предприятия (центр ответственности) вносит вклад в общий финансовый результат.
Доходы или затраты определяются для каждого центра ответственности в зависимости от вида его функциональной деятельности.
Вся деятельность подразделений как центров ответственности отражается в бюджетах, которые консолидируются на уровне подразделений (отделов, служб), а потом всего предприятия. Такой консолидированный бюджетный план должен удовлетворять определенным критериям (вести к достижению целевых показателей). После утверждения он становится директивным, в соответствии с ним живет все предприятие. Таким образом, бюджет становится высокоэффективным инструментом, позволяющим в режиме реального времени, и по результатам отдельных периодов через систему «план-факт» отклонений контролировать деятельность и результативность каждого центра в отдельности и всего предприятия в целом.
Вторым этапом постановки процесса бюджетирования является разработка структуры общего (сводного) бюджета. Общий бюджет любого предприятия (в том числе малого строительного предприятия) состоит из двух основных бюджетов - операционного и финансового.
Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период и включает:
− бюджет продаж;
− бюджет производства;
− бюджет прямых затрат на материалы;
− бюджет прямых затрат на оплату труда;
− бюджет общепроизводственных расходов;
− бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);
− бюджет производственной себестоимости;
− бюджет коммерческих расходов;
− бюджет управленческих расходов;
− бюджет доходов и расходов.
Состав операционного бюджета определяет руководство организации, прежде всего, исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса.
Цель финансового бюджета - планирование баланса денежных поступлений и выплат для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.
Финансовый бюджет включает:
− инвестиционный бюджет;
− бюджет налоговых платежей;
− бюджет движения денежных средств;
− прогнозный балансовый отчет.
«Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:
− отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) - «выходная» форма операционного бюджета;
− отчет о движении денежных средств - «выходная» форма финансового
бюджета;
− баланс - интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих общий бюджет предприятия.
Анализ трудовых показателей АД ООО Нижневолгоэлектромонтаж
труд номенклатура труд
Рационализация
проводимых в стране экономических реформ, переход к рыночным отношениям на базе
предпринимательства и конкуренции требуют всемирного повышения эффективности
производства, т.к. только рост ...
Прогнозирование экономического состояния предприятия (на примере ОАО Щуровский цемент)
В
настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов
как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы
экономического развития предприятия, обоснование основных направлений
эко ...