Основные признаки классификации факторов, влияющих на производство и реализацию продукции, следующие. С точки зрения жизненного цикла продукции анализ должен охватывать процессы: проектирования продукции, подготовки производства, производства, реализации, начиная с момента поставки товаров на рынок и заканчивая снятием товара с продаж. С этой точки зрения выделяют факторы, определяющие производство, сбыт и реализацию продукции (рис. 4).
По стадиям кругооборота продукции факторы группируются в сфере производства и сфере обращения готовой продукции [28].
На рисунке 1.3 показаны факторы производства и реализации продукции
Рисунок 1.3 - Факторы объема производства и реализации продукции
Выделяют внутрипроизводственные (внутренние) пути увеличения и внешние - внепроизводственные. Внепроизводственные факторы включают: уровень специализации, уровень поставок сырья и материалов, поставки по кооперации, изменение цен и тарифов на поставки, факторы окружающей среды, в частности охрана окружающей среды. Внутрипроизводственные факторы в соответствии с тремя элементами производственного процесса можно подразделить на три: факторы средств труда, факторы предметов труда, факторы, связанные с использованием самого труда. Объем производства продукции является первым результатным показателем и оказывает влияние на другие результаты производственно-хозяйственной деятельности (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 - Взаимосвязь объема производства и реализации продукции с остальными результатными показателями предприятия
Таким образом, основой для разработки путей увеличения объемов производства и реализации продукции является система определенных показателей и факторов, которые характеризуют производственно-хозяйственную деятельность [19].
Пути увеличения объема производства
Пути увеличения объема производства - это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск путей увеличения облегчается при наличии их классификации, один из вариантов которой приведен на рисунке 1.5.
Полнота подсчетов зависит от определения решающей группы ресурсов. Решающая группа выделяется по структуре затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, фондоемким или трудоемким [28].
Рисунок 1.5 - Пути увеличения объемов производства за счет внутрипроизводственных факторов
Рассмотрим прирост объема выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резервов). Приращение объема продукции:
1) Приращение продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:
∆N (PM) = ∆M × B0, (1.35)
где ∆M - дополнительные рабочие места;
B0 - среднегодовая выработка, тыс. руб.
2) Приращение объема продукции от ввода нового оборудования:
(1.36)
где n - количество единиц вновь вводимого оборудования;
Тфi - полезное время работы каждого вида оборудования, машина-час;
Вфi - выработка продукции за 1 машино-час каждого вида оборудования, руб.
3) Приращение продукции от ликвидации потерь рабочего времени:
∆N (Лпот) = Тпот × в , (1.37)
где Т пот - количество потерянных часов рабочего времени;
в - среднечасовая выработка.
4) Приращение продукции от ликвидации потери времени работы оборудования, рассчитывается аналогично пункту 3.
5) Приращение продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда:
(1.38)
где Т1i - время работы в отчетном периоде i-го вида оборудования;
В0, В1 - выработка продукции до и после внедрения новых технологий.
6) Приращение выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда (по трудовым ресурсам):
∆N (Вч) = ∆Вч × Т1∑ , (1.39)
где ∆Вч - прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда;
Т1∑ - количество часов, отработанное всеми рабочими.
7) Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий:
∆N (M) = ∑(Н1i - Н0i) × p0 × Q1 , (1.40)
где Н1, Н0 - нормы расхода сырья и материалов соответственно до внедрения i-го мероприятия по плану с учетом предполагаемого внедрения этого мероприятия;
p0 - плановая цена единицы сырья и материалов;
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО СтеклоПлюс
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размеще ...
Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике
На
протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс
формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует
предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной
экон ...