Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.
Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
) Рентабельность продукции.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС).
. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС).
. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношении чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС).
. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
) Рентабельность вложений предприятия.
Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
. Рентабельность вложений по чистой прибыли.
. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Практическая часть
Характеристика предприятия
Исходные данные по индивидуальному варианту (см. табл.1)
Таблица 1 - Исходные данные по варианту
Наименование |
На начало 2010 года |
На начало 2011 года |
На конец 2011 года |
2010 год |
2011 год |
1.Оборотный капитал, тыс. руб. |
110 |
190 |
2240 |
- |
- |
2.Здания и сооружения, тыс. руб. |
60 |
50 |
70 |
- |
- |
3.Рабочие машины и оборудование, тыс. руб. |
210 |
240 |
280 |
- |
- |
4.Заемный капитал, тыс. руб. |
271 |
230 |
200 |
- |
- |
5.Выручка от реализации произведенной продукции, тыс. руб. |
- |
- |
- |
2790 |
2820 |
6. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
- |
- |
- |
2501 |
2516 |
7.Материальные затраты, тыс. руб. |
- |
- |
- |
1101 |
1204 |
8.Переменные расходы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
1861 |
1887 |
9.Объем реализованной продукции, шт. |
- |
- |
- |
31 |
33 |
10.Численность работников, чел |
- |
- |
- |
43 |
48 |
11.Численность рабочих, чел |
- |
- |
- |
33 |
36 |
12.Коэффициент сменности |
- |
- |
- |
1,2 |
1,5 |
13.Количество оборудования, шт. |
- |
- |
- |
15 |
19 |
14.Фонд заработной платы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
823 |
850 |
15.Количество рабочих дней |
- |
- |
- |
213 |
210 |
16.Средняя продолжительность рабочего дня, час |
- |
- |
- |
7,7 |
7,8 |
Правовое обеспечение туристской деятельности проблемные аспекты и пути решения
лицензирование правовой
туристский договор
Туризм
является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За
быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Во
многих странах туризм игр ...
Первичный и вторичный рынок ценных бумаг
Российский
рынок ценных бумаг, восстановленный заново в 90-е годы, относится к числу
развивающихся. Создание современного рынка ценных бумаг в России становится
одним из ключевых факторов оживления экономики страны. Государст ...