Рентабельность - это относительный показатель, который отображает степень прибыльности экономической деятельности предприятия. Во время анализа рентабельности предприятия или продукции исследуются как текущие уровни рентабельности, так и динамика их изменения.
Рентабельным называют такое предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным.
Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются формы финансовой отчетности.
Рентабельность полнее, чем прибыль, даёт характеристику окончательных результатов хозяйствования, так как их величина показывает отношение эффекта с использованными или наличными ресурсами.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Для расчета рентабельности продукции предприятия необходимо использовать данные из отчета о прибылях и убытках.(см таблицу 1.1)
Таб.1.1
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
или
Окупаемость издержек = (170 106/849 049)*100% = 17,76% (2010 год).
Окупаемость издержек = (82 589/849 049)*100% = 9,73% (2011 год).
Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП).
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Рентабельность продаж = (321 962/1 314 959)*100% = 24,48% (2010 год).
Рентабельность продаж = (224 794/1 089 232)*100% = 20,64% (2011 год). Таким образом мы выяснили, что по сравнению с 2010 годом показатели рентабельности продукции упали, однако, сохраняют хороший уровень. Из этого можно сделать вывод, что продукция конкурентоспособна.
Определение себестоимости и цены единицы продукции
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования
управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и
значение правильного и корректного учета затрат на производство и
калькул ...
Планово-экономические показатели и их анализ
Бюджетирование - это непрерывная процедура составления, принятия
бюджетов, то есть финансовых планов, в которых оцениваются доходы и расходы и
предусматриваются источники их финансирования, а также контроль за их
последующим ...