Себестоимость продукции - это денежное выражение
непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Затраты можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
В себестоимость продукции включают следующие затраты:
· на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы;
· на исследование рынка;
· непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;
· на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции;
· на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение и др.);
· на набор и подготовку кадров;
· на другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции.
Существует следующая классификация затрат:
) по степени однородности - элементные (однородные по составу и экономическом содержанию - материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и др.) и комплексные (разные по составу, охватывающие несколько элементов затрат - например, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования);
) по связи с объемом производства - постоянные (их общая величина не зависит от количества изготовленной продукции и переменные (их общая сумма зависит от объема изготовленной продукции, например, затраты на сырье, основные материалы, комплектующие).
Переменные затраты в свою очередь можно подразделить на пропорциональные (изменяются прямо пропорционально объему производства продукции) и непропорциональные;
) по способу отнесения затрат на себестоимость отдельных изделий - прямые (непосредственно связаны с изготовлением определенных изделий и относятся на себестоимость каждого из них прямым путем) и косвенные (связанные с производством нескольких видов изделий, их распределяют между ними по какому-либо признаку).
Следует также различать общие затраты (на весь объем продукции за определенный период) и затраты на единицу продукции.
Анализ деятельности среднего предприятия на примере строительной компании ООО Уралдомстрой
В развитых странах развитию малого предпринимательства придается важное значение, поскольку создание новых рабочих мест и обеспечение минимального уровня безработицы во многом зависит от успешного функционирования малого бизнеса. Кроме того ...
Анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия
В настоящих условиях для большинства хозяйствующих субъектов характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между ...