В этой связи государства, присоединившиеся к ГАТС, принимают на себя обязательства, которые можно подразделить на две группы:
общие обязательства, принимаемые государствами в безусловном порядке (режим наибольшего благоприятствования в торговле, борьба с недобросовестной конкуренцией, взаимное признание квалификации поставщиков услуг и др.);
специфические обязательства, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг конкретного государства (предмет переговоров).
Важнейшее место в обязательствах принадлежит режиму наибольшего благоприятствования. Этот режим требует от государства предоставить каждому члену ВТО режим доступа на рынок услуг не хуже того, который оно предоставляет любому третьему государству, в том числе и не входящему в ВТО.
Режим наибольшего благоприятствования не определяет условий доступа на рынок услуг. Он просто ставит все государства в равные условия.
В то же время режим наибольшего благоприятствования предусматривает возможность исключений (изъятий) в его использовании. Это относится, прежде всего, к тем государствам, которые имеют двусторонние соглашения, предусматривающие более либеральные условия взаимной торговли услугами, которые не распространятся на все государства-участники ВТО (например, государства-члены ЕС). Чтобы получить право на исключение (изъятие) из режима наибольшего благоприятствования в торговле определенными видами услуг, необходимо:
доказать соответствие таких изъятий положениям ГАТС (например, если речь идет об экономической интеграции, приграничной торговле);
либо согласовать с государствами-членами ВТО перечень изъятий с указанием конкретных мер и государств, в отношении которых они будет применяться, и зафиксировать этот перечень в приложении к Протоколу о присоединении данного государства к ВТО. Но изъятия из режима могут действовать не более 10 лет.
К специфическим обязательствам относятся такие понятия, как национальный режим и доступ на рынок.
Национальный режим означает, что иностранные поставщики услуг будут пользоваться такими же условиями доступа на рынок, как и национальные поставщики. Если государство имеет серьезные основания не предоставлять национальный режим по какому-либо сектору или виду услуг, то оно не должно включать их в перечень своих специфических обязательств или включить, но зафиксировать изъятие из национального режима. Если изъятия не зафиксированы в Протоколе о присоединении, национальный режим должен быть предоставлен по всем видам услуг.
ГАТС не дает определения понятия "доступ на рынок". Фактически под ним подразумевается совокупность мер регулирования, влияющих на условия предоставления услуг. Обязательства и ограничительные меры должны быть зафиксированы в перечне специфических обязательств.
С точки зрения ГАТС, к ограничительным мерам относятся:
ограничения количества поставщиков услуг (квотирование, предоставление эксклюзивных прав);
ограничение объема торговли данным видом услуг;
ограничение числа операций или количества предоставляемых услуг;
ограничение количества физических лиц, которые могут быть заняты в соответствующем секторе услуг;
требование определенной правовой формы компании;
ограничение доли иностранного капитала в виде максимального процента участия в компании.
Большинство государств с федеральным устройством в своих перечнях специфических обязательств фиксировали особые меры, применяемые только на субфедеральном уровне.
Общее требование ВТО в этой связи заключается в том, что меры федерального уровня должны единообразно осуществляться на всей территории государства.
Эта проблема актуальна и для России. После вступления России в ВТО субъект Федерации может ввести какие-либо ограничения, отличные от федеральных мер, только если они зафиксированы в перечне обязательств России.
До вступления в ВТО Российская Федерация должна выработать подход к регулированию туристских услуг, допуску на российский рынок иностранных туристических компаний, присоединится к ряду соглашений.
Анализ рынка однокомнатных квартир в г. Пятигорске
Рынок недвижимости - сектор национальной рыночной экономики, представляющий
собой совокупность объектов недвижимости, экономических субъектов, оперирующих
на рынке, процессов функционирования рынка, т.е. процессов производства ...
Анализ деятельности малого предприятия на примере ООО Имидж
Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого и среднего предпринимательства как одного из условий развития рыночной отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства госу ...