Современное акционерное общество значительно размывает само понятие «фирма» («предприятие»). Крупная фирма в настоящее время - это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий. В современной фирме как системе предприятий концентрация производства проявляется в возрастании доли производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала фирмы. Фирма связана с множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности в деталях, узлах, комплектующих изделиях. Самостоятельность этих предприятий номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных предприятий, за рамки собственного капитала.
Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются, прежде всего, количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие - до 50 занятых, средние - от 50 до 500, крупные - свыше 500, особо крупные - свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки - объем продаж, величина активов, полученная прибыль.
Итак, можно сделать вывод, что современное предпринимательство - это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство - «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.
Так как фирма является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, далее необходимо рассмотреть место, занимаемое фирмой в рыночной экономике.
Особенности структурно-отраслевой политики в регионе
С
каждым годом усиливается потребность страны в разработке и проведении эффективной
структурной политики, которая позволила бы упрочить позиции российской
промышленности. Структурная промышленная политика является чрезвычайно ...
Понятие и сущность себестоимости продукции, ее экономическое обоснование
В условиях современного рынка снижение себестоимости
продукции создает предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является
особенно актуальным в данный период развития экономики, когда идет борьба за
сохранение уже существу ...